МОСКВА, 18 авг - РИА Новости. Специалисты бюро медико-социальной экспертизы признали 20-летнюю москвичку Екатерину Прокудину, которая с рождения страдает детским церебральным параличом и не может самостоятельно передвигаться, инвалидом второй группы, фактически лишив ее возможности проходить ежегодное санаторно-курортное лечение, рассказала РИА Новости мама девушки Марина Прокудина. В Минздравсоцразвития России заявляют, что ситуация находится под контролем и обещают принять меры, а во Всероссийском обществе инвалидов проблему называют системной. В ситуации разбиралась корреспондент РИА Новости Татьяна Виноградова.
Умный ребенок - здоровый ребенок
В медкарте Кати Прокудиной "букет" заболеваний: детский церебральный паралич, укорочение правой конечности, правосторонний гемипарез, частичная атрофия зрительного нерва, астигматизм, сколиоз, косоглазие, плоскостопие, низкий процент зрения.
По словам Марины Прокудиной, до 1 апреля 2010 года ее дочь имела первую группу инвалидности и третью степень ограничения способности к трудовой деятельности, что давало право на сопровождение во время санаторно-курортного лечения. С 2010 года в России вступил в силу новый закон об инвалидности, оставляющий только группы, то есть возвращающий прежнюю систему установления инвалидности, без привязки льгот к степеням нетрудоспособности.
"По новому закону, наша прежняя группа (плюс третья степень нетрудоспособности) автоматически перешла бы в первую группу инвалидности. Однако при переосвидетельствовании, когда подошло время его проходить, на медико-социальной экспертизе у нас отобрали первую группу и поставили вторую", - сказала мать больной девушки, общаясь с корреспондентом РИА Новости по телефону.
По словам Прокудиной, с этого момента надежда на получение ежегодного бесплатного оздоровительного лечения в санатории исчезла, поскольку инвалидам второй группы показано санаторно-курортное лечение без сопровождения.
"Катюша очень активная девочка, любознательная, хорошо поет и учится в специальном институте для инвалидов. Но она совершенно не самостоятельная, поэтому я не могу отправить ее одну к морю. Ей нужен постоянный уход и забота. Я даже в институт ее привожу и забираю каждый день", - рассказала Прокудина. По словам матери, все педагоги, у которых обучается ее дочь, могут подтвердить, что девушка не в силах самостоятельно передвигаться.
"Обращались мы в Главное бюро МСЭ на Ленинградском проспекте. Врач- психиатр мне сказала, что у меня слишком умный ребенок, что она умеет петь, поэтому она здорова. Окулист сказал - "слепенькая девочка". А когда невропатологи подводили итог экспертизы, нам было сказано, что не возьмете, мамочка, свою вторую группу, поставим вам третью", - говорит Прокудина.
В свою очередь, в Главном бюро медико-социальной экспертизы по Москве РИА Новости сообщили, что группы инвалидности в учреждении устанавливаются в соответствии с законом. "Если человек не удовлетворен тем, какую группу инвалидности ему присвоили, он может обратиться в суд", - сказала по телефону сотрудница юридического отдела бюро.
Моральная смерть
Самостоятельно приобрести путевку для сопровождения дочери Прокудина не в состоянии. Катин отец бросил семью несколько лет назад. "Я не работаю, ухаживаю за дочерью, воспитываю ее одна, у меня нет возможности, оплачивать вторую путевку в санаторий для сопровождения дочери", - заметила собеседница агентства.
По словам Прокудиной, узнав о решении медкомиссии, девушка-инвалид "стала таять на глазах". "Она лежит уже несколько дней, не разговаривает со мной, грустит. Моя дочь умирает морально", - рассказала мать.
Между тем, оздоровительные поездки к морю и лечение грязями эффективно помогали девушке бороться со своими недугами и поддерживать здоровье и бодрость духа в течение года, заметила она.
Надежда на справедливость
Справедливое определение инвалидности - это единственная проблема Екатерины Прокудиной на сегодняшний день, считает мама девушки. Она рассказала, что ее дочь ведет активную социальную жизнь, и уже успела добиться некоторых успехов, несмотря на состояние здоровья.
"В 2004 Катюша помогла своей школе №999 в Москве собирать материал для музея о странах СНГ. Она послала по Интернету письмо ко всем президентам государств СНГ, в котором рассказала о школьном музее и попросила прислать экспонаты. Откликнулись президенты! Зачастили гости из посольств, музей начал расти", - рассказала Прокудина.
В мае 2004 года школьница Прокудина по телефону разговаривала с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, который лично пригласил девочку к себе в гости, на празднование Дня столицы.
Истории детей с ограниченными возможностями и безграничным талантом >>
Минздрав в курсе
Система установления инвалидности в России реформировалась в течение короткого времени несколько раз.
С 2010 года российские законодатели решили вернуться к практике установления инвалидности без степеней, чтобы увеличить размер пенсии тем, у кого группа инвалидности выше, чем степень ограничения трудоспособности, а также назначать пенсию инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности. Трудовую пенсию по инвалидности в России через ПФР получают 3,8 миллиона человек.
В Минздравсоцразвития России РИА Новости сообщили, что знакомы с ситуацией, возникшей в семье Прокудиных. "Об этом случае нам известно. В Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) будет направлено письмо от нашего профильного департамента о переосвидетельствовании девушки, чтобы установить группу инвалидности в соответствии со всеми стандартами", - сказала помощник министра здравоохранения и социального развития России София Малявина.
Вместе с тем, председатель Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин-Румянцев сообщил, что случай Екатерины Прокудиной не единичный. "В России эта проблема носит системный характер. Мы на этот счет ведем активную переписку с Минздравсоцразвития", - заметил Ломакин-Румянцев.
Благотворительный проект «Дети в беде» ставит перед собой задачу помощи детям, нуждающимся в средствах на дорогостоящее лечение, освещения деятельности благотворительных фондов, частных лиц, занимающихся благотворительностью.
Цель проекта — привлечь внимание широкой аудитории к проблемам детей, нуждающихся в помощи.