Индия начала программу по охране тигров “Проект Тигр” в 1972 году. Об успехах и сложностях защитников этих животных в условиях высокой плотности населения в интервью РИА Новости рассказал глава программы Раджеш Гопал.
- Что больше всего угрожает тиграм в Индии?
- Браконьерство, потому что есть спрос на части тела тигра. Не было бы спроса - никто в Индии не убивал бы тигров, не использовал их плоть. Это самая большая проблема, за которой следует проблема утраты привычной для тигров среды обитания.
- С чем делегация Индии поедет на осенью на “тигриный” саммит в Санкт-Петербурге?
- “Проект Тигр” был запущен в 1972 году. Нигде в мире тогда не было инициатив, равных по масштабу нашей. Мы намерены использовать этот саммит для того, чтобы рассказать о нашей деятельности по защите тигра. Мы с радостью поделимся нашим опытом с другими странами, в которых водятся тигры.
Во-вторых, борьба с браконьерством. Мы хотим обсудить, как сообща бороться с трансграничной контрабандой частей тела тигра. Спрос на них есть в Китае и еще в нескольких странах.
Благодаря саммиту мы сможем выразить нашу обеспокоенность, сказать: “Смотрите, мы охраняем тигров, но их убивают, а части тела вывозят, потому что в некоторых станах, таких как Китай, есть спрос”. Как сообща с Китаем, другими странами снизить этот спрос, предложив что-то взамен – вот тема для обсуждения на саммите.
- В Китае по-прежнему можно купить лекарства, сделанные из различных частей тела тигра. Возможно, принимаемых Пекином мер недостаточно?
- Согласен, следует делать больше, и вскоре делегация из Индии отправится в Китай для обсуждения индо-китайского протокола о защите тигров.
Нам надо делиться с Китаем накопленной информацией, в первую очередь о контрабанде частей тела тигра, идущих на удовлетворение спроса со стороны традиционной медицины. Следует также задуматься, можем ли мы предложить альтернативы китайским властям, тем, кто курирует традиционную медицину; может быть, какие-то растительные экстракты, которые могли бы заменить тигриные.
- Не планируете ли Вы во время саммита объединить усилия - с тем, чтобы заставить Пекин положить конец торговле лекарствами на основе вытяжек из частей тела тигров?
- Мне кажется, Китай предпринял многое для решения этой проблемы и стремится сотрудничать с другими странами. Не думаю, что здесь требуется давление со стороны других стран, потому что у нас с Китаем уже есть двустороннее соглашение. Мы уверены, что наше сотрудничество в этой области может развиваться – Китай всегда реагирует на наши предложения, и мы это ценим.
- Что можно назвать самым большим успехом Индии в деле защиты тигров?
- Самое главное - это опыт защиты тигра за пределами заповедников. В частности, мы теперь знаем, как завоевать поддержку населения районов, примыкающих к заповедникам. Дело в том, что у нас 39 заповедников, которые занимают 0,98% территории страны. Когда вкладываешь деньги в создание заповедников и тигры начинают размножаться, выходить за их пределы, то не хочется, чтобы они гибли при столкновении с человеком.
- Какой опыт Индии по охране тигра можно считать самым успешным?
- Наш успех в защите тигров в основном обусловлен поддержкой местного населения. Районы, где обитают тигры, окружены деревнями. Мы уделяем большое внимание вопросу зависимости этих людей от лесных ресурсов в тигриных заповедниках. Потому что они ходят в лес группами, и если сталкиваются с тигром, начинаются проблемы.
Так что у нас, определенно, есть опыт, которым мы можем поделиться с 13 странами, в которых также обитает тигр. У нас есть опыт в области борьбы с браконьерами, опыт в области переписи тигров. С недавних пор перепись осуществляется по новому методу - он может применяться и в других странах. Он дает более точную оценку популяции тигра, и мы готовы оказать другим странам помощь в этом вопросе.
- Сколько сейчас в Индии тигров и как вы их считаете?
- Согласно последней оценке – оценке 2008 года - тигров в Индии 1411 особей. Это меньше, чем по прошлым переписям, но в прошлом подсчет проводился на основании подсчета следов. Старые и новые результаты нельзя сравнивать. Это все равно, что сравнивать сотовый телефон и с дыроколом - принципиально разные вещи.
В последние годы наука заметно продвинулась вперед, появились новые методики, скрытые камеры, новые статистические методы, геоинформационные системы, спутниковое навигационное оборудование. Сейчас мы проводим новую перепись, и к концу года у нас будут результаты. Их можно будет сравнить с результатами 2008 года.
- Структура управления в Индии - федеративная. Почти вся власть находится в руках местных администраций, а проект “Тигр” - центральная организация. Не кажется ли вам, что во многих случаях она бессильна?
- Я не ощущая ее бессилия, но мои задачи отличаются от задач, которые выполняют штаты. Поддержание правопорядка - ответственность штатов, так же как и забота о тигриных заповедниках.
Мое участие сводится к координации, написанию рекомендаций, распределению финансовой помощи и оказанию прочей поддержки. И мы ожидаем ответной реакции со стороны штатов. Все не могут быть блестящими учениками, но всех надо учить, и мы этим занимаемся.
Мы подписали с штатами соглашение о взаимопонимании, в котором расписаны мои обязательства, обязательства администрации штата, обязательства чиновника на месте. Финансирование зависит от объема взятых обязательств. Работа на местах оценивается по 45 параметрам, и мы уже направили в заповедники бригады ревизоров.
Так что речи о бессилии проекта не идет, но я, конечно, не могу пойти и сменить человека, если он не справляется. Я могу только сказать властям штата, что кто-то не справляется, тигры гибнут, пожалуйста - назначьте хорошего человека.
- Лесники и егери стремительно стареют, их не хватает. Что делается, чтобы переломить ситуацию?
- Да, существуют административные проблемы, поэтому мы настаиваем на реализации системы взаимных обязательств со стороны штатов. Помимо упомянутой проблемы есть проблема финансирования - деньги не доходят в срок. Они лежат в казне штата, а персонал стареет. Существуют узкие места в администрировании, существуют и экологические проблемы – с теми и другими нам приходится бороться.
- Эксперты отмечают необходимость свободного передвижения тигров из одного заповедника в другой. Для этого им нужны коридоры. Как обеспечить безопасность тигров во время таких переходов? Объявить и коридоры заповедниками?
- Коридоры должны быть восстановлены, но мы не можем превратить их в заповедники. Однако нам следует снизить зависимость людей от леса и пропагандировать бережное отношение к природе.
Например, вы срубите дерево или соберете сахарный тростник, и тигру негде будет спрятаться, он начнет бросаться на людей и убивать. Поэтому мы определили, каик территории могут служить коридорами между заповедниками и будет последовательно заниматься охраной тигра на этих территориях. Но речи о переводе коридоров в другую категорию не идет - в конце концов, нельзя превратить в заповедник всю страну.
- Но разве 2% территории для сохранения национального животного - много?
- Там получается гораздо больше. 1% - это собственно заповедники, еще 1% - буферная зона. Коридоры могут пересекать территории двух административных округов, иногда двух штатов. Они покрывают практически всю покрытую лесом территории страны - 33% страны.
Нельзя полностью запретить людям заходить на эту территорию. Это будет медвежья услуга тиграм - люди начнут их убивать.
Нельзя запретить использовать землю. Развитие необходимо - нужно строить дороги, шахты. Если везде все запретить, нам просто скажут: забирайте своих тигров на Марс или другие планеты. Иными словами, это нереально. Поэтому мы стараемся найти баланс между экономическим развитием и охраной тигра.