День Воздушного Флота отмечается в России в третье воскресенье августа в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 28 сентября 1992 года. В 2010 году эта дата приходится на 15 августа.
С 18 августа 1933 года и до распада СССР этот праздник отмечался как День Воздушного Флота СССР.
День воздушного флота является профессиональным праздником для коллективов предприятий и организаций, работников и ветеранов гражданской авиации.
Гражданская авиация в России начала свое развитие с 1923 года: в феврале 1923 года Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации", положившее начало государственному регулированию деятельности воздушного транспорта в стране.
В 1923 году в Москве создано первое авиационное общество "Добролёт" для организации на коммерческой основе перевозок пассажиров, почты, производства аэрофотосъемок и других работ. К июню 1923 года "Добролетом" была оборудована первая в СССР регулярная пассажирская авиалиния Москва - Нижний Новгород.
В 1931 году в Москве на центральном аэродроме (Ходынское поле) открылся первый в стране пассажирский аэровокзал.
25 февраля 1932 года было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны - Аэрофлот.
В 1932 году Президиум ЦИК СССР утвердил первый Воздушный кодекс СССР.
В 1936 году СССР вступил в члены Международной авиационной федерации (ФАИ).
Уже к середине 1930‑х годов страна смогла полностью отказаться от закупок западных самолетов и перейти на эксплуатацию собственной авиационной техники. Первый советский многоместный самолет ‑ АНТ‑9 конструктора Андрея Туполева. Большое влияние на развитие гражданского воздушного флота в СССР в середине 1930‑х годов оказала постройка 24‑местного самолета Ли‑2. Значительное развитие отечественной гражданской авиации началось в конце Великой Отечественной войны, когда был создан двухмоторный самолет Ил‑12, а затем его модификация Ил‑14, которые с 1947 года вышли на линии "Аэрофлота" и вместе с Ли‑2 стали основными гражданскими самолетами в СССР. Уже в 1940 году общая сеть внутренних воздушных линий в СССР составляла 144 тысячи километров, было перевезено 400 тысяч человек.
Развитие воздушного транспорта в стране ускорилось со второй половины 1950‑х годов благодаря использованию многоместных реактивных самолетов Ту‑104, Ту‑114, Ил‑18, Ан‑10. Ту‑104, перевозящий до 100 пассажиров со скоростью 800‑900 км/час, с 1956 года стал основным самолетом на магистральных линиях "Аэрофлота".
В августе 1959 года в Москве открылся аэропорт Шереметьево, главным назначением которого стало обслуживание международных полетов.
С созданием реактивных самолетов Ту‑124 и Ан‑24 (2‑я половина 1960‑х годов) началась замена поршневых машин (Ил‑12, Ил‑14, Ан‑2).
В 1964 году для объединения всего воздушного транспорта было создано Министерство гражданской авиации (впоследствии Департамент воздушного транспорта).
В 1969‑1970 годах Аэрофлот пополнился новыми самолетами Ил‑62, Ту‑134, Ту‑154 для эксплуатации на внутренних и международных авиалиниях. С 1970‑х годов входят в эксплуатацию пассажирские самолеты типа Ту‑144, имеющие сверхзвуковую скорость до 2500 км/час при наличии на борту 120 и более кресел.
В 1980 году Аэрофлот был назначен генеральным перевозчиком участников XXII Олимпийских игр, проходивших в Москве. Для того, чтобы принять спортсменов и гостей столицы со всего мира, специально был построен новый международный терминал аэропорта Шереметьево‑2, способный одновременно обслужить 31 самолет любого типа.
В 1991 году, после распада Советского Союза, отрасль была реструктурирована, в бывших союзных республиках и регионах России были созданы собственные авиакомпании. На базе территориальных управлений возникли концерны, корпорации и ассоциации.
В 1996 году создана Федеральная авиационная служба (ФАС) России, с 1999 года - Федеральная служба воздушного транспорта России. В мае 2000 года функции Федеральной службы воздушного транспорта переданы Министерству транспорта РФ, в марте 2004 года - Федеральному агентству воздушного транспорта.
В настоящее время гражданская авиация России выполняет свыше 30 процентов всех междугородних перевозок на дальние расстояния, а в ряде регионов (Крайний Север, Сибирь, часть Дальнего Востока) более 60 процентов. Авиация специального применения осуществляет около 100 различных видов работ в сельском хозяйстве, строительстве, нефтедобывающей промышленности, геологии, ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций.
В 2007 году правительством РФ одобрена и приказом Минтранса России утверждена Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010‑2015 годы)", включающая в себя подраздел "Гражданская авиация". Общий объем финансирования подпрограммы составляет 1250,5 млрд рублей.
По итогам 2009 года пассажирооборот гражданской авиации составил 112,5 млрд пассажиро‑километров, грузооборот - 3,5 млрд тонн‑километров, всего по итогам прошедшего года перевезено пассажиров - 45 107 857 человек.
Менее 20 авиакомпаний обеспечили выполнение 90% пассажирооборота воздушного транспорта России, а на долю шести лидирующих авиакомпаний пришлось более 60% пассажирооборота. Лидеры по итогам 2009 года стали: "Аэрофлот" - 21,1% пассажирооборота; "Трансаэро" - 16,7%; S7 - 9,3%; "Россия" - 5,5%; ЮТейр - 5,2%; Оренбургские АЛ - 4,4%.
На начало 2010 года в государственном реестре числились 7033 воздушных судна, из них авиация общего назначения - 1719 судов. Коммерческий парк самолетов составил 5314 воздушных судов, из них вертолеты - 1862 шт.; самолеты - 3452 шт., из них пассажирские самолеты - 1610 шт., легкие и деловые самолет – 1523, специальные грузовые самолеты - 319.
Западные типы самолетов выполняют 69% грузооборота и 74% пассажирооборота, в том числе 62% внутреннего. Лидирующие по объемам применения типы B‑767‑300 и A‑320 выполняют по 19% пассажирооборота, ВТО время как доля ранее наиболее популярного Ту‑154М сократилась за 2009 год с 24% до 9,5%.
За первое полугодие 2010 года пассажирооборот гражданской авиации составил 63,4 млрд пассажиро‑километров, грузооборот - 2,2 млрд тонн‑километров, всего по итогам полугодия перевезено пассажиров - 24 557 801 человек.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников