15 августа Католическая церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Богородицы (Assumption of Mary), посвященный воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее вознесении на небеса.
Раньше праздник назывался Transitus, то есть "переход" на небо. Праздник имеет различные названия на Востоке и на Западе. Греки называли его koimesis - "погружение в сон" (церк.-слав. - успение), на Западе закрепилось латинское название assumptio - "взятие", "принятие", поэтому среди русских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции "Успением" название "Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу".
Праздник Успения восходит к первым векам христианства и в IV в. уже празднуется повсеместно. Начиная с VI в. Католическая церковь отмечает праздник 15 августа. В VIII столетии праздник распространился на Западе.
Ранние христианские памятники содержат различные и, зачастую, противоречивые сведения о том, где и как долго жила Богоматерь после окончания земной жизни Христа.
Также неточны сведения о кончине и погребении Богородицы. В большинстве текстов отмечается, что Святая Дева Мария провела последние дни своей жизни в доме одного из самых преданных и любимых последователей Спасителя - Иоанна Богослова в Иерусалиме. У ее смертного ложа присутствовали все ученики Христа, за исключением Фомы, который смог добраться только лишь на третий день после ее кончины. Согласно желанию Богоматери Ее тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника. Прибывший с опозданием Фома умолял апостолов открыть крышку гроба, чтобы проститься с Марией. Апостолы вняли его мольбам и подняли крышку гроба, но вместо тела они увидели лишь букет роз. Именно с этим событием и связан обряд освещения растений в храмах.
Телесное взятие Богородицы на небеса является догмой католического вероучения.
Долгое время существовало две традиции толкования сути этого праздника. Согласно первой, Мария подобно Своему Сыну и всем людям прошла через смерть и затем пришла на небо; согласно другой, Бог забрал Ее на небо с телом и душой, не позволив Ей умереть.
И хотя в Успение Богородицы люди верили на протяжении веков, официально этот догмат был оформлен лишь 1 ноября 1950 г., когда папа Пий XII особым декретом принял догмат о телесном вознесении Богоматери на небо.
По христианскому вероучению, после своей кончины Дева Мария была телесно вознесена на небеса, как царица предстала перед Сыном и, приняв под свое покровительство весь человеческий род, ходатайствует за него перед Богом.
В некоторых странах Западной Европы день Успения Богородицы является национальным праздником и выходным.
Как и другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение мессы и совершение молитв. По традиции в этот день принято приносить первые плоды нового урожая в дар костелам и часовням, посвященным Мадонне, в знак благодарения. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.
В Торжество Успения освящают цветы, колосья, лекарственные растения. В былые времена в австрийских и французских Альпах 15 августа и в последующие дни священники ездили верхом и благословляли луга и скот, собранный вокруг украшенного цветами распятия. В этот же день существует традиция освящения вод морей и океанов, а также рыболовных судов.
Кроме того, в праздник Вознесения дома украшают цветами и травами, устраивают торжественные процессии, богослужения и театральные действа.
Материал подготовлен на основе информации октрытых источников