Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера», специально для РИА Новости.
В преддверии нового театрального сезона 2010 – 2011 года имеет смысл оглянуться назад и вспомнить взлеты и падения, радости и огорчения, ожидания и разочарования сезона 2009 – 2010.
Персона года
Конечно же, персоной года стал Антон Павлович Чехов. Событий в этой связи было немало. Это и международная конференция, которая состоялась в канун дня рождения писателя в Доме Пашкова, куда съехалась ведущая европейская режиссура, и юбилейная неделя спектаклей по Чехову и вокруг Чехова, спродюсированная Международным фестивалем им. А.П. Чехова, это и фестиваль российских спектаклей по Чехову в Балтдоме в Санкт-Петербурге, там же в Питере и конференция теоретиков и практиков, камерная и живая. Наконец, в самую невыносимую жару открылась в залах Музея современной истории выставка, которую два года готовил Бахрушинский музей - выставка, посвященная Чехову, которую можно будет увидеть до конца декабря. Благодаря привлечению к этому проекту сценографа Александра Боровского можно увидеть совершенно новый подход к экспозиции как таковой. Можно сказать, что это новаторский шаг в выставочном деле.
Как известно, юбилей — самое тяжелое дело для юбиляра. Однако Чехов пережил свою дату достойно, без пафоса и неуместных торжеств. Все-таки этот автор обязывает держать интеллигентность тона, лаконичность высказывания и взывает к сущности. Удивило и порадовало, что духа официоза типа «Гоголю от Советского правительства» в чеховский год не ощущалось. Видимо, силен ироничный взгляд классика, и как-то всем неудобно впадать в юбилейные безумия.
Лучшие спектакли сезона
Продолжая тему Чехова, можно сказать, что по всем опросам в категории «лучший спектакль прошлого сезона» первой строкой идет «Дядя Ваня» в постановке Римаса Туминаса (Театр им. Евг. Вахтангова). Так нечасто, но случается в театре, когда счастливо совпадает несколько слагаемых: режиссер открывает в известном до боли тексте новые, неожиданные смыслы. И - делает правильное распределение: большие актеры вахтанговской труппы, истосковавшиеся по подлинной работе в родном театре: Сергей Маковецкий (Дядя Ваня), Владимир Симонов (профессор Серебряков), Людмила Максакова (маман), - сражают своим мастерством.
Новационный подход к Чехову демонстрирует Дмитрий Крымов в спектакле «Тарарабумбия», в котором отрефлексировал еще в юбилейные дни опасность торжеств в жанре правительственного концерта. Этот сценограф и режиссер со своими учениками и приглашенными артистами ставит не «Три сестры», а Чехова вообще, доверяясь своей фантазии. Наследие Чехова Дмитрий Крымов превращает в театральную полифонию сценических образов, голосового ведения. Он смело меняет масштабы, укрупняя или уменьшая тот или иной образ с помощью кукол, марионеток. Свобода художественной мысли - вот что подкупает в работе Дмитрия Крымова, где всегда присутствует какая-то особая печаль об утрате, потере. Неуловимо, но присутствует особое отношение к миру, полное нежности и грусти о том, что мир убивает эту нежность пошлостью, агрессией и неподлинным.
В этом же ряду лучших спектаклей сезона, конечно же, стоит спектакль Петра Фоменко «Триптих» по произведениям Пушкина, поставленный в его Мастерской. Какая-то новая интонация звучит в этом спектакле, которой прежде не было у Петра Наумовича, нашего классика, оплота подлинной профессии, который уже долгие годы держит на должной высоте институт театра как такового.
В «Триптихе» разлито чувство горечи. Дон Гуан - предтеча усталого Фауста. Гуан пресытился чувственным – и Фауст тоже. Истончаясь в способности любить, человек устает жить. А то, как Фоменко работает с пространством, обживая углы, лестницы, холодный мрамор, вызывает восторг и изумление.
Не будем забывать и о Питере. «Гамлет», поставленный Валерием Фокиным во вверенном ему Александринском театре, вскоре увидят в Москве. Есть ли пределы зла - вот вопрос, который неумолимо и жестко задается в этом спектакле, намеренно соединяющим прошлое и настоящее, эпоху Шекспира и новейшее время. Гертруда Марины Игнатовой здесь сестра Леди Макбет, она не только совершает предательство мужа, она инициатор заговора. Клавдий (Андрей Шимко) - слабый муж при сильной жене. Материнское тоже приносится в жертву власти. В этой схватке Гамлета (Дмитрий Лысенков) и Гертруды не будет победителей.
На территории самого современного театра стоит обратить внимание на спектакль Марата Гацалова «Приход тела» поставленный в Центре драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина по пьесе братьев Пресняковых с привлечением в проект Валерии Гай Германики. Марат Гацалов — новое имя нового российского театра. Быть может, ни у кого, так, как у этого режиссера, не выражены гнев и негодование по поводу тотальной лжи, в которой пребывает общество. Отторжение реальности - вот ключевая фраза, которая характеризует его спектакли. С осетинским темпераментом, с клокочущим чувством негодования, и вместе с тем с жестким юмором Гацалов в этом спектакле стреляет по сериальной, телевизионной индустрии, превращающей в мыло ужас, в котором живет страна.
Еще один спектакль - «Метод Гренхольма», поставленный в Театре Наций болгарским режиссером Явором Гырдевым по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана - имеет заслуженный успех у публики. Метод деловых игр, применяемый при устройстве на работу, достигает здесь апогея. Нет, это уже не деловая игра, призванная выявить плюсы и минусы кандидата. Здесь корпорация с помощью поначалу невинных заданий применяет метод на уничтожение личности, на вытравление в ней оставшейся человечности. Он должен стать роботом, чтобы приносить прибыль корпорации. Спектакль попадает в нерв нашего общества с ликом варварского капитализма, с готовностью неопытных душ обогащаться любой ценой, с человеком бесправным и неспособным к общественным инициативам. Сергей Чонишвили и Игорь Гордин безошибочно чувствуют нерв пьесы и с азартом вгрызаются в свои роли.
Завершая список, стоит отметить два спектакля Художественного театра, оба поставлены по прозе, оба идут в камерном пространстве Малой сцены: «Дворянское гнездо» (режиссер Марина Брусникина) по повести И. Тургенева и «Дуэль» по повести А.П. Чехова (режиссер Антон Яковлев). В обоих этих спектаклях, которые не изумляют работой с пространством или режиссерскими изысками, есть другое важное качество: спокойное, тихое вчитывание в текст и доверие к актеру. Актерский ансамбль «Дворянского гнезда» — редкость для нашей сцены. Какая тонкая, глубокая и сердечная игра юной Яны Гладких (Лиза Калитина), еще студентки Школы-студии МХАТ, какие остроумные и точные роли у Дарьи Мороз (Варвара), Натальи Егоровой (Марья Дмитриена), так долго сидевшей без ролей! Какое филигранное мастерство, заставляющее вспомнить мхатовских стариков, у Нины Гуляевой (Марфа Тимофеевна Пестова). Как мощно играет Дмитрий Назаров честного старика немца Лемма. В «Дуэли» этот же актер играет столь же сердечно хлопотуна, добрую душу Самойленко. В новом качестве именно чеховского интеллигента предстает и Анатолий Белый в роли Лаевского. И его оппонент Фон Корен (Евгений Миллер) - глубокая роль, в которой есть процесс, есть приобщение к тому, как пройти путь от ненависти к состраданию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции