МОСКВА, 12 авг - РИА Новости, Елена Гуткина. Главный раввин России от Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) Адольф Шаевич считает, что легендарную "библиотеку Шнеерсона" правильнее будет передать иудейскому религиозному движению "Хабад Любавич", требующему от России возвращения своей главной святыни.
В начале августа 2010 года вашингтонский судья Ламберт постановил, что расположенная в США головная организация любавичских хасидов "Агудас Хасидей Хабад" доказала свое право на книги и рукописи, составляющие так называемую "библиотеку Шнеерсона", которые, по его определению, хранятся в Российской государственной библиотеке и Российском военном архиве "незаконно". МИД России считает ничтожным с правовой точки зрения решение американского суда и заявил, что "возврата" книг из этой библиотеки не будет.
"Раввин Шнеерсон, которому принадлежала эта библиотека, возглавлял это движение ("Хабад Любавич") долгие годы. Его последователи, конечно, хотели бы иметь у себя эту библиотеку. Она для них бесценна. И не только для них, но и для всего еврейского мира она представляет громадное значение. Вопрос только в чисто юридических тонкостях", - сказал Шаевич, комментируя в четверг новые подробности в деле о "библиотеке Шнеерсона", которое тянется еще с перестроечных времен.
Главный раввин от КЕРООР добавил, что занимался этой историей с того момента, когда библиотека была обнаружена где-то в запасниках. "Удивительно, как ее там мыши не съели. Хранилась она, конечно, не в нормальных условиях", - сказал он.
Духовная ценность
Шаевич отметил, что не видит в России достаточного числа людей, для которых легендарная библиотека представляла бы большой интерес.
"Часть еврейства проживает в Израиле, Америке. С практической точки зрения, конечно, было бы правильно отдать ее туда, где ей будут пользоваться, и тем, для кого она представляет не материальную, а именно духовную ценность", - убежден он.
По словам Шаевича, в библиотеке основную ценность представляют рукописные работы, которые сейчас увидеть невероятно сложно, так как нужно получить массу разрешений.
"Все остальное многократно переиздавалось и переиздается. Все это доступно любому желающему во всем мире, в том числе и в России. Духовную ценность они представляют, потому что принадлежали великому человеку. Иметь в библиотеке те же самые многократно переиздаваемые книги с его комментариями или заметками, или просто принадлежащие ему, все это для его последователей очень важно", - добавил главный раввин.
Шум из ничего
По его мнению, вопрос можно решить "полюбовно", но с той и с другой стороны есть много людей, желающих "пропиариться" на этом деле. "Тут больше шума, чем желания что-то реально решить", - уверен Шаевич.
Собеседник отметил, что в настоящее время сам не в курсе всех тонкостей процесса и того, насколько правомерны претензии хасидов, но, по его словам, несмотря на встречи американских и российских представителей, так до конца и не выяснились критерии оценки передачи.
"Насколько мне известно, многие вещи, увезенные из Германии во время Второй мировой войны, возвращаются владельцам. Многие раритеты, которые принадлежат каким-то другим государствам, по согласованию как-то возвращаются. Наверное, есть какие-то приемлемые пути для того, чтобы этот вопрос был решен", - сказал Шаевич.
Поправочка
Главный раввин от КЕРООР считает, движение "Хабад Любавич" имеет шанс вернуть себе библиотеку, если убедит конгресс США отменить поправку Джексона-Вэника, в принятии которой, по его словам, до сих пор винят евреев.
Советские власти старались затруднить в 1970-е годы "утечку мозгов" - эмиграцию интеллектуальной элиты, в основном еврейской национальности, из СССР на Запад. В связи с этим конгрессмены Генри Джексон и Чарльз Вэник разработали в 1974 году эту поправку к закону о торговле США, ограничивающую взаимодействие со странами социалистического блока, препятствующими эмиграции своих граждан.
"Американцы спекулируют этой поправкой, не хотят ее отменить, а Россия заинтересована в отмене", - отметил Шаевич, добавив, что "Хабад Любавич" обещало, что поможет решить этот вопрос.
Шнеерсон и библиотека
Раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон из местечка Любавичи на территории современной Смоленской области, которое было центром одной из ветвей хасидизма, начал собирать свою библиотеку в 1772 году. Его потомки пополняли собрание, сегодня оно включает 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 манускрипт.
После революции советские власти конфисковали хранившуюся в Москве библиотеку, однако высланный из СССР в 1927 году потомок Шнеерсонов сумел вывезти архив династии в Латвию, а затем в Польшу. После начала Второй мировой войны он был вынужден бежать в США, но не сумел забрать архив, который попал в руки немецких оккупационных властей и был вывезен в Германию. После крушения Третьего рейха архив Шнеерсонов вместе с другими трофейными документами был перевезен в Москву и передан в Российский государственный военный архив.
Любавичские хасиды почитают ребе Шнеерсона святым, а архив его семьи - религиозной святыней. В начале 1990-х годов возле библиотеки неоднократно проходили пикеты любавичских активистов, которые даже пытались захватить документы силой. Хасиды полагают, что эти тексты дадут им новые мистические свидетельства и пророчества и позволят расширить свое влияние в мире.
Суд США и МИД РФ
"Агудас Хасидей Хабад" требует вернуть архивы и библиотеку и направила соответствующий иск в американский суд. Судья Ламберт изначально постановил, что не вправе рассматривать вопрос о судьбе всей библиотеки и может принимать решения лишь по ее части - семейному архиву Шнеерсонов, который включает более 25 тысяч страниц рукописей, писем и других материалов династии.
Россия заявила через адвокатов, что это дело не находится в юрисдикции американских судов, однако судья отклонил заявление РФ. В январе 2009 года Ламберт предупредил, что примет решение по делу в пользу истца, если российская сторона не будет принимать участия в слушаниях. Суд округа Колумбия в октябре 2009 года в связи с неявкой российских представителей решил дело в пользу истца.
МИД России, комментируя решение американского суда, назвал его "неправовым и ничтожным с правовой точки зрения". "Для любого юриста очевидно, что данный вердикт является ничтожным с правовой точки зрения, представляет собой грубейшее нарушение общепринятых норм и принципов международного права", - сказано в официальном заявлении ведомства.