Недавно исполнилось 80 лет со дня принятия Декрета ЦК ВКП(б) о всеобщем начальном образовании. Одним из поворотных пунктов на пути развития советской, затем российской школы стали реформы конца 1980-х — начала 1990-х годов. О времени перелома в школьном обучении рассказывает в интервью РИА Новости первый избранный министр образования России (1990 - 1992), автор закона об образовании 1992 года, руководитель временного научно-исследовательского коллектива «Школа» при Гособразовании СССР, разрабатывавшего концепцию современной реформы образования; ординарный профессор ГУ-ВШЭ, академик РАО Эдуард Днепров.
- Эдуард Дмитриевич, чем была вызвана необходимость преобразований?
- Содержание школьного образования отстало на тот момент в стране на две цивилизационные эпохи: основы содержания образования в советской школе были фактически те же, что и в 1930-е годы – мы имели мануфактурную модель школы в постиндустриальном обществе.
Но даже острее, чем проблема содержания образования, стояла проблема идеологического основания школы, функций, которые она выполняет в обществе.
Работа школы была направлена на реализацию основной социально-педагогической установки советской административно-командной системы – формирование «винтиков» этой системы, тотальное усреднение личности. В результате школа была полностью унифицирована и превращена в пассивный объект социальной и идеологической хирургии. Школы напоминали закрытые, фактически казарменные учреждения. Интересы личности и потребности общества оказались за порогом школы. Учителя были, по сути, лишены права на педагогическое творчество и превращены в госчиновников.
В итоге сложилась система тройного отчуждения: школы от общества, ученика от школы, учителя от ученика. Все это объективно вело к подрезанию интеллектуальных корней нации и стагнации страны.
- Какие задачи должны были решить реформы образования 1990-х?
- Социально-педагогическая задача реформ заключалась в том, чтобы сменить систему ценностей школы — десоветизировать сознание учителей и учеников, раскрепостить школу, высвободить инициативу. Для этого необходимо было ввести индивидуальный подход в педагогике, сделать учеников и учителей более самостоятельными, сменить репродуктивные формы обучения — когда учитель требует воспроизвести то, что он рассказал в ходе лекционных занятий – на деятельностные формы, с большим упором на самостоятельный поиск.
Что касается содержания образования, то советские дети были перегружены учебой. Соответственно, задачу реформаторов можно сформулировать словами известного педагога Константина Ушинского: «подвергнуть генеральному смотру все науки и все сведения в них полагаемые, с тем, чтобы решить главный в содержании образования вопрос – что заслуживает великой чести сделаться предметом ученья для детей».
- Как вы считаете, удалось ли на сегодняшний день решить все эти задачи?
- К сожалению, содержательные проблемы советского образования в значительной мере унаследованы образованием российским. Сегодня в содержании школьного образования еще много мертвого, отжившего хлама, что ведет к перегрузке учащихся и наносит непоправимый вред здоровью детей.
В целом современное состояние российского образования – застой с явными тенденциями отката назад. От советской системы унаследовано больше плохого, чем хорошего: бюрократический произвол, остаточность финансирования образования, неуважение к личности ребенка и самое главное – авторитарная, «бездетная» педагогика.
От реформ начала 1990-х осталось многообразие школы, многоукладность образования, его вариативность, дифференциация и индивидуализация, открытость образования, его развивающий характер, ориентация на пробуждение самостоятельной мысли учителя и ученика.
Но есть еще «черное наследие» социально-экономического коллапса и «российского термидора середины 1990-х» – тотальная коррупция в системе образования, бесконечное мздоимство на всех ее уровнях, превращение образования в циничное средство наживы, попрание социальной справедливости.
- Каковы были основные причины, не позволившие довести постперестроечные реформы образования до конца?
- Прежде всего, возникли политические и идеологические проблемы: реформа образования была направлена на устранение самих основ тоталитарной системы. Взять хотя бы проводимую нами в январе-феврале 1991 года департизацию учебных заведений – в пользу допуска к работе в них различных политических партий.
Вторая проблема - саботаж управленческого аппарата системы образования, терявшего в результате реформы свои привычные казарменные рычаги воздействия на школу и мешавшего ей стать на путь инновационного развития.
Сработали и ментальные проблемы: боязнь изменений в немалой части и общества, и учительства, торможение этих изменений. Наконец, множество собственно педагогических проблем, из которых самой трудной было обновление содержания образования.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости