День Военно‑воздушных сил РФ отмечается 12 августа - в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 31 мая 2006 г. «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации».
День Военно‑воздушных Сил России впервые был установлен Указом президента РФ от 29 августа 1997 года. Согласно Указу, праздничные мероприятия, посвященные Дню ВВС, проводились в День Воздушного Флота России (в третье воскресенье августа).
В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 31 мая 2006 г. «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации» день Военно‑воздушных сил был перенесен на 12 августа. Этот памятный день призван способствовать возрождению и развитию отечественных воинских традиций, повышению престижа военной службы, и установлен в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства.
Именно 12 августа в 1912 г. по Военному ведомству России был издан приказ № 397, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Этот день принято считать началом создания военной авиации России.
Начало широкого развития авиации в стране относится к первому десятилетию XX века, когда развернулось промышленное производство самолетов, сформировались аэроклубы и воздухоплавательные организации. Военные министерства увидели в ней новейшее средство, способное решать ряд боевых задач. На самолетах были установлены пулеметы, в предвоенные годы создавались авиационные бомбы, радиостанции, аэронавигационные приборы.
В 1910 г. были созданы первые формирования военной авиации, в том же году была организована подготовка военных летчиков. В ноябре‑декабре 1911 г. были сформированы шесть первых авиационных отрядов. К августу 1914 г. в русской военной авиации имелось уже 39 авиаотрядов, насчитывавших 263 самолета.
Первая мировая война значительно ускорила дальнейшее развитие военной авиации. На полях сражений были подтверждены широкие возможности боевого применения самолетов: в начале для разведки, а затем для поражения наземных и воздушных целей.
К осени 1917 г. военная авиация России стала самостоятельным родом войск, включавшим в себя разведывательную, истребительную и бомбардировочную авиации.
В 1920‑е гг. появились авиационные конструкторские бюро, которые возглавили Андрей Туполев, Николай Поликарпов, Дмитрий Григорович. В 1930‑х гг. для проведения научно‑исследовательских работ в области моторостроения был создан Центральный институт авиационного моторостроения.
Перед началом Великой Отечественной войны самолеты современных типов производились еще в небольших количествах, и многим советским летчикам в первый год войны пришлось сражаться на самолетах устаревших типов. Но уже в 1942 г. поступление новых самолетов на фронт день ото дня увеличивалось благодаря предпринятым мерам правительства и особенно работников авиационной промышленности. Советская авиация в Великой Отечественной войне одержала победу над сильным воздушным противником и внесла большой вклад в дело разгрома врага.
Новую эру в истории военной авиации ознаменовало появление реактивных двигателей. Коллективы КБ Яковлева, Лавочкина, Микояна, Туполева, Ильюшина, Сухого, Антонова и других в короткие сроки разработали новые типы реактивных бомбардировщиков, истребителей, по многим показателям превосходивших зарубежные образцы авиационной техники.
В начале 1950‑х гг. были созданы истребители, способные летать со сверхзвуковой скоростью. На вооружение военной авиации поступили новые средства поражения, в том числе ядерное оружие, в 1960‑х гг. авиация стала ракетоносной.
К концу 1980‑х гг. в распоряжении советских Военно‑воздушных сил было до 10 тысяч самолетов, что делало советские ВВС мощнейшими в мире.
В декабре 1991 г. после распада СССР советские военно‑воздушные силы были разделены между Россией и 14 независимыми республиками. В результате этого разделения Россия получила примерно 40% техники и 65% личного состава советских ВВС. Многие самолеты были переброшены из бывших союзных республик в Россию.
В настоящее время ВВС России остаются внушительной силой. В состав ВВС России входят следующие рода войск: авиация (рода авиации – бомбардировочная, штурмовая, истребительная авиация противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная), зенитные ракетные войска, радиотехнические войска, специальные войска, части и учреждения тыла.
По численности авиапарка ВВС России уступают только ВВС США и Китая, а по боевому потенциалу (с учетом многочисленной дальней авиации) — только ВВС США. На начало 2008 г. численность личного состава ВВС РФ составляла 183 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 2800 самолетов и вертолетов (точный количественный и качественный состав ВВС РФ является секретной информацией).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников