11 августа исполняется 90 лет со дня основания музея-заповедника "Абрамцево".
Музей-заповедник "Абрамцево" расположен в 60 км к северо востоку от Москвы, недалеко от города Сергиев Посад, на берегу речки Вори.
Первые упоминания об Абрамцеве относятся к XVI веку – "Обрамково", как называют эту местность документы 1580 х гг., вместе с соседней деревней Мутовки числилось тогда за помещиком Волынским. О судьбе поместья в последовавшее затем Смутное время и при правлении первых Романовых сведений не сохранилось.
В начале XVIII века Абрамково, как теперь называлось поместье, стало владением Федора Головина – представителя старинного знатного рода, возвысившегося при Петре I.
Прослужив двадцать лет во флоте, в 1727 году Головин уволился в отставку и поселился в Абрамкове. Здесь он прожил почти безвыездно более полувека, занимаясь устройством усадьбы, в общих чертах сохранившей свой облик до наших дней.
Во владении Головиных поместье оставалось до 1783 года, затем за короткий срок сменило нескольких хозяев. В 1797 году Абрамково приобрел Ларион Молчанов, семья которого владела поместьем до 1840 г. В 1841 году поместье приобрел у дочери Молчанова Василий Неведомский, но уже в 1843 г. продал его писателю Сергею Аксакову, который создал здесь свои лучшие произведения: "Детские годы Багрова внука", "Семейную хронику" и др. При Аксакове усадьбу посещали писатели Николай Гоголь и Иван Тургенев, историк Михаил Погодин, актер Михаил Щепкин, другие знаменитые современники.
В 1870 году, после смерти Аксакова, Абрамцево купил железнодорожный промышленник, художественный и театральный деятель Савва Мамонтов. При Мамонтове в Абрамцеве гостили Василий Поленов, Виктор Васнецов, Илья Репин, Илья Остроухов, Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Михаил Врубель и другие художники, музыканты, актеры. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Абрамцевский художественный кружок. Участники кружка создавали произведения архитектуры, изобразительного и декоративно прикладного искусства, собирали предметы крестьянского быта.
При участии Фёдора Шаляпина, Константина Станиславского, здесь регулярно устраивались любительские спектакли, послужившие основой Московской частной русской оперы.
В усадьбе открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярно резчицкая мастерская, положившая начало абрамцевско кудринской резьбе по дереву.
Очень популярными были произведения керамической мастерской, организованной Михаилом Врубелем. Среди майоликовых работ мастерской: панно "Принцесса Греза" на фасаде гостиницы "Метрополь" (по эскизу Врубеля, 1899 1903), декоративные вазы и скульптуры в стиле модерн.
В 1870 1890 е гг. в Абрамцеве был возведен ряд построек в "русском стиле": керамическая мастерская (архитектор Виктор Гартман, 1872), "Терем" (архитектор Иван Ропет, 1873), церковь (по проекту Виктора Васнецова, 1881 1882).
После Октябрьской революции 1917 года усадьба Абрамцево была национализирована. Младшей дочерью Саввы Мамонтова Александрой Саввишной был подписан акт о приеме на хранение четырех комнат дома, картин, скульптур, мебели, книг по искусству, образцов деревянных и керамических изделий. Почти два года спустя, 11 августа 1920 года, отдел музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса своим решением принял Абрамцево в свое ведение, чтобы устроить в нем музей усадьбу, и утвердил "смету на 70000 рублей на устройство музея".
К началу 1920 х гг. коллекция музея насчитывала около двух тысяч экспонатов.
В 1932 году доступ посетителей в музей был закрыт, а на территории усадьбы организован дом отдыха для работников искусства.
В 1933 году на противоположном от усадьбы берегу Вори был построен поселок художников, получивший название "Ново-Абрамцево". Здесь жили и работали художники Игорь Грабарь, Илья Машков, скульпторы Вера Мухина, Борис Королев и многие другие мастера.
В 1938 году абрамцевский дом отдыха был преобразован в санаторий для работников начальной и средней школы. С началом Великой Отечественной войны (1941–1945) музейные предметы были вывезены из Абрамцева в Загорский музей, а в усадьбе разместился госпиталь.
В послевоенные годы к Абрамцеву проявили интерес сразу две влиятельные организации: Союз художников СССР и Академия наук СССР. Судьба Абрамцева решалась на самом высоком уровне. В 1947 году Иосиф Сталин передал Абрамцево в ведение Академии наук.
Усадьба Абрамцево вновь получила статус музея, но половину ее территории занял академический санаторий. Научное руководство музеем было возложено на художника и историка искусства, академика Игоря Грабаря, а из Загорского музея в Абрамцево были возвращены 1375 экспонатов. В 1948 году хранителем абрамцевского музея был назначен Всеволод Мамонтов, начавший его восстановление. В 1950 году музей принял первых посетителей.
В 1971 году в бывшем лечебном корпусе санатория, возведенном в 1930 х гг. напротив усадебного дома, был организован отдел "Советские художники в Абрамцеве" (в настоящее время – экспозиция "Русские художники XX века в Абрамцеве").
В 1977 году музей получил всю территорию усадьбы и современное название – Государственный историко художественный и литературный музей заповедник "Абрамцево".
В 1982 году в помещении бывшей надвратной церкви Иоанна Предтечи в Северных воротах Покровского монастыря в г. Хотьково был открыт отдел реставрации и охраны памятников музея-заповедника. В 1998 году отдел был переведен в здание бывшей монастырской гостиницы и переименован в художественно-краеведческий (в 2007 году преобразован в отдел художественных ремесел). В 1989 году музею-заповеднику был передан дом отдыха "Абрамцево", располагавшийся на территории бывшего "Культурного поселка" Мамонтовых. В 1995 году указом Президента РФ музей-заповедник получил статус объекта исторического и культурного наследия федерального значения.
В наши дни территория Музея-заповедника "Абрамцево" занимает около 50 гектаров и включает памятники архитектуры XVIII и XIX веков, парк и живописные окрестности реки Вори. В собрании музея заповедника хранится более 25 тысяч экспонатов: живопись, графика, скульптура, произведения декоративно прикладного и народного искусства, а также фотографии и архивы бывших владельцев усадьбы.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников