Военный самолет Су-25 разбился 6 августа 2010 года на окраине села в Забайкальском крае, жертв нет.
Су‑25, носящий кодовое наименование "Грач" (по кодификации НАТО: Frogfoot) ‑ бронированный дозвуковой самолет‑штурмовик, предназначен для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам в ходе боевых действий днём и ночью при визуальной видимости цели, а также для круглосуточного поражения объектов с известными координатами в любых метеорологических условиях.
Работы по созданию штурмовика Су‑25 начались в ОКБ Сухого в 1968 году. Постройка опытного самолета Т8‑1 была завершена в ноябре 1974 года, первый полет выполнен 22 февраля 1975 года. Заводские испытания двух опытных самолетов Су‑25 продолжались до октября 1976 года, после чего машины были поставлены на доработку. С 1978 года начались государственные испытания самолета, которые продолжались до 1980 года.
Официально принят на вооружение постановлением правительства от 31 марта 1987 года. К этому времени самолет уже 8 лет выпускался серийно, из них 6 лет эксплуатировался в строю и участвовал в боевых действиях в Афганистане.
Летно‑технические характеристики Су‑25
Габариты:
размах крыла ‑ 14,36 м
длина c ПВД ‑ 15,53 м
высота ‑ 4,8 м
Площадь крыла ‑ 30,1 кв. м
Масса:
пустого – 9315 кг
взлётная нормальная – 14600 кг
взлётная максимальная – 17533 кг
Запас топлива ‑ 3000 кг
Боевая нагрузка:
нормальная – 1400 кг
максимальная ‑ 4400 кг
Скорость:
максимальная у земли – 970 км/ч
крейсерская – 750 км/ч
посадочная ‑ 210 км/ч
Дальность полёта максимальная:
у земли – 750 км
на высоте – 1250 км
Радиус действия ‑ 300 км
Практический потолок ‑ 7000 м
Экипаж ‑ 1 человек
Самолет имеет несколько модификаций:
Су‑25 ‑ первая серийная модификация штурмовика; Су‑25УБ ‑ двухместные учебно‑боевые самолеты; Су‑25УТ, Су‑28 ‑ двухместная учебная версия; Су‑25УБК ‑ экспортный вариант самолета Су‑25УБ; Су‑25УТГ ‑ двухместный самолет для отработки техники посадки с использованием наземных и палубных аэрофинишеров; Су‑25БМ ‑ самолет‑буксировщик мишеней; Су‑25К ‑ экспортный вариант Су‑25; Су‑25Т ‑ противотанковый штурмовик с новым радиоэлектронным оборудованием и вооружением; Су‑25ТК ‑ экспортный вариант Су‑25Т; Су‑25ТМ, Су‑39 ‑ всепогодный противотанковый штурмовик.
Вооружения серийного армейского самолета‑штурмовика состоит из средств поражения наземных и воздушных целей и системы управления оружием (СУО), обеспечивающей надежное поражение различными способами в условиях их визуальной видимости.
Самолет имеет 10 узлов подвески, расположенных под крылом, на восьми из них, рассчитанных на погрузку 500 кг, он несет различное вооружение следующих типов: бомбардированное; управляемое ракетное; неуправляемое ракетное; пушечное (артиллерийское), а на двух остальных ‑ управляемые ракеты (УР) воздух‑воздух для ближнего боя. Всего на самолет может быть установлено 32 вида оружия, в том числе высокоточное.
Су‑25 рассчитан на эксплуатацию минимально подготовленным летным и наземным составом. Время подготовки самолета к вылету незначительно. Специальный аэромобильный комплекс наземного обслуживания АМК‑8 обеспечивает автономное базирование штурмовика на ограниченно оборудованных грунтовых аэродромах.
Серийный выпуск Су‑25 был завершен в 1992 году и, по данным западных экспертов, составил приблизительно 700 самолетов всех модификаций.
Одноместные штурмовики (Су‑25, Су‑25БМ и Су‑25Т/ТМ) производились на авиазаводе в Тбилиси, двухместные (Су‑25УБ и Су‑25УТГ) ‑ в Улан‑Удэ.
В настоящее время различные варианты Су‑25 находятся на вооружении ВВС России, Украины, Белоруссии, Грузии, Узбекистана, Чехии, Словакии, Болгарии, Анголы, Афганистана, КНДР и Ирака.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников