ДАККА, 6 авг - РИА Новости, Евгений Пахомов. Сильный дождь начинается неожиданно, как это всегда бывает в период летних муссонов, вода немедленно пропитывает все - землю, деревья, одежду. Через плотный поток ливня видна группа сидящих на земле людей. Они не пытаются спрятаться от дождя и даже не двигаются. Идти им просто некуда. Эти люди - беженцы из затопленных наводнением районов, а песчаная насыпь в районе Бала-Пара, где они сидят, прижавшись друг к другу, - единственное в округе место, где еще можно спастись от разливающейся реки Тиста. Спасения от воды, льющейся с неба, здесь просто нет.
В Бангладеш лето: сезон дождей и традиционно - период наводнений. При этом дождей в этом году пока катастрофически мало, тот ливень, что встретил нас на насыпи посреди разлившейся Тисты - один из первых в этом году. Но надежды на то, что сухое лето избавит страну от традиционного подъема воды, не оправдались - наводнение пришло как всегда вовремя, причем в этом районе оно уже стало одним из самых сильных за последние годы.
Край земли
Дождь обрывается так же резко, как и начался. Стали видны небольшие бараки из гофрированного железа - это времянки, построенные беженцами. "Всего в моем районе беженцами стали 900 семей, это около 17 тысяч человек. Только на этой насыпи несколько сотен семей. Но эту насыпь тоже уже подтапливает", - говорит представитель местной администрации господин Адуния.
Тиста - приток одной из великих рек Южной Азии Брахмапутры, которую бенгальцы называют Джамуна. Брахмапутра в этих местах превращается в причудливое переплетение рукавов, каналов, притоков. Летом, когда в Южную Азию приходят муссонные ливни, а в Гималайских горах на севере региона с началом жары начинают обильно таять ледники, вся эта вода потоком устремляется на юго-восток Индостана, где находится Бангладеш. Уровень воды в местных реках, в том числе в Брахмапутре, и ее притоках резко повышается.
Вокруг насыпи, где лепятся времянки беженцев, теперь стоит сплошная вода. Под ней угадываются затопленные посевы, островами возвышаются дома, из воды торчат стебли травы, фруктовые деревья. Люди передвигаются по бывшим полям на лодках и самодельных плотах.
"Наводнение этого года - странное. Ведь воды в стране не хватает, дождей-то почти не было. Уже заговорили о засухе, а тут такое. Подъем воды начался дней десять назад. И уровень ее постоянно растет", - грустно замечает Адуния.
Эта песчаная насыпь кажется краем земли, дальше все затоплено. Сюда свозят на лодках жителей подтопленных домов. Насыпь построили, чтобы сдерживать воду, но с этой задачей она явно не справилась. Теперь это островок спасения. На песке сидят вновь прибывшие. В основном это старики - молодежь отправилась на заработки или ставить сети, рыбалка теперь единственная возможность прокормиться.
Как рассказали беженцы, им всем выдали по десять килограммов риса, больше пока от властей они ничего не получили. Старики на насыпи, завидев иностранного журналиста, начинают ругать власти: "Кругом коррупция. До нас ничего не доходит".
Джахида сидит на корточках рядом с металлическим бараком, душным и тесным. Джахиде уже много лет, и она повидала на своем веку немало наводнений. Но во время последнего она потеряла все - вода смыла дом и погубила ее поле. "Я 17 раз переезжала за свою жизнь из-за наводнений, я выросла здесь, и мы к наводнениям привыкли. Но каждый год они становятся хуже и хуже. Я не знаю, что мне и моему мужу теперь делать", - сокрушается она.
Таких, как Джахида, на дамбе немало, дома этих людей или снесены потоком, или сильно затоплены. Вокруг дамбы видны дома тех, кому повезло больше - вода в этих домах стоит, но примерно по колено или по пояс. Удивительно, но во многих таких хижинах продолжают оставаться люди, которые так и живут посреди разлившейся реки. Кому-то просто некуда идти, а кто-то остался сторожить небогатое имущество.
Ливни, начавшиеся в последнее время и дающие крестьянам Бангладеш надежду на хороший урожай, жителей затопленных районов совсем не радуют. Дожди означают дальнейший подъем реки, а свой урожай они уже потеряли. Они ждут, когда вода схлынет. И тогда все придется начинать сначала: дома нет, на землю вода нанесла песок, посевы погибли.
"Многие хотели бы уйти из этих мест, только уходить некуда. Уже несколько лет жители этих районов просят власти дать им землю в других местах. Но свободной земли в Бангладеш нет", - объясняет представитель местной администрации.
Климат и политика
Бангладеш перенаселена: по плотности населения эта 160-миллионная страна давно заняла лидирующее место в мире. Даже если представить, что жителей этих затопленных районов куда-то перевезут, можно не сомневаться, что лишь сойдет вода, здесь поселятся новые люди - земли, пригодной для жизни, остро не хватает. Поэтому жители затопленных домов остаются.
Но остаться - значит в следующем году опять ждать возможного подъема воды. И так каждое лето. Наводнение - это давно уже время года. Однако в последнее время, и это с тревогой отмечают эксперты, наводнения и впрямь становятся все сильнее.
Реки Бенгалии, в восточной части которой расположена Бангладеш, исторически считались ее главным богатством. Эта земля лежит в месте слияния двух рек - Ганга и Брахмапутры, которые образуют здесь самую большую в мире дельту. Ганг, священная река индусов, приходит сюда за тысячи километров, пробившись через хребты Гималаев и собрав многочисленные притоки с огромной равнины севера Индостана. По пути река подхватывает плодородные земли долин, пепел умерших, которых индусы издревле хоронят в воде, традиционные жертвы и цветочные венки. Брахмапутра приходит сюда из самого Тибета. Разливающиеся в сезон дождей, эти реки обеспечивали бенгальской земле необыкновенное плодородие. Только вот к началу XXI века щедрость Восточной Бенгалии обернулась серьезной проблемой: усиливающиеся наводнения "съедают" новые и новые земли, которых и так мало.
Местная пресса винит в этом политиков, которые не могут построить необходимые дамбы. Не в состоянии договориться с соседней Индией, откуда сюда текут все реки - чтобы вместе регулировать их стоки.
"Политика! Во всем виновата политика и политики!", - убеждает журналиста РИА Новости местный житель.
А еще, конечно, все винят глобальное потепление климата. Нет более заинтересованных слушателей всех апокалиптических прогнозов погоды, чем восточные бенгальцы. Все здесь опасаются, что климатические изменения, которыми сегодня пугают мировые СМИ, особенно остро скажутся на этой стране.
"Это уже происходит. Судите сами: в этом году у нас разом и нехватка воды, и наводнение", - говорят здесь.
Нехватка воды, пригодной для питья, впрочем, и впрямь остро чувствуется: колодцы затоплены. Осталось несколько артезианских скважин, но вода разлившейся реки просочилась и туда. В пострадавших от наводнений районах уже отмечена вспышка кишечных болезней. Но жители продолжают брать воду там, где привыкли. Соседи плавают друг к другу или за водой на небольших самодельных плотах. Слышно, как в кое-где в домах мычат стоящие по брюхо в воде коровы.
Под волнами разлившейся реки видны правильные прямоугольники затопленных полей. Над водой поднимаются стебли джута - одной из самых главных местных культур. Крестьяне срезают этот джут, сушат и мнут его на оставшихся сухими местах. Джут - то немногое, что они еще могут продать. Еще ловят рыбу. Женщины умудряются мисками наловить каких-то мелких серебристых рыбешек, которых здесь с удовольствием едят. Мужчины ставят сети.
Пожалуй, только местные мальчишки не выглядят грустными - они с удовольствием носятся босиком в воде, купаются, пытаются попасть в кадр фотоаппарата заезжего журналиста. Над затопленными полями плавают лодки с красными флагами на тростниковых мачтах. Это местная служба спасения - лодки собирают тех, кто не смог выбраться сам.
А на порогах у подтопленных домов сидят женщины. На лицах многих - усталость. "Они ждут новой волны. Все боятся, что это наводнение - только начало", - объясняет местный журналист, господин Вадуд.
В ожидании новой волны
Второй волны наводнения здесь ждут все. И все ее боятся. Как рассказал журналист Вадуд, здесь внимательно следят за всеми сообщениями о наводнениях в Пакистане и даже в Китае. "Если дожди и таяние ледников дало такую волну в других странах, то большая вода может прийти и сюда, ведь две из трех самых больших рек Индостана заканчивают свой путь к морю у нас", - напоминает он.
Мы разговариваем на борту лодки, которая идет вдоль берега Брахмапутры. "Королева рек" уже разлилась до горизонта, но при этом ее течение удивляюще быстрое. Один из берегов реки довольно высокий и обрывистый. Быстрый поток срезает здесь землю, обрушивая ее в воду большими кусками. Местные крестьяне пытаются укреплять берег мешками с песком, однако это мало помогает. Хотя наводнений они пока не боятся, в безопасности себя тоже не чувствуют.
"Нужна серьезная программа для создания гидросистемы на Брахмапутре, причем с международным участием", - уверен Вадуд.
По его мнению, чтобы остановить наводнения и гибель земель, необходимо создание на реках новой современной системы дамб, плотин, водоотводов. При этом не обойтись без сотрудничества всех стран, расположенных в бассейне больших рек региона. Индия, Бангладеш и, возможно, КНР должны объединить усилия для создания такой системы.
"Небогатой Бангладеш не потянуть сооружение такой системы в одиночку. Необходима помощь мирового сообщества", - убеждает он.
Последние события в Пакистане показали, что мощные наводнения происходят в регионе везде и будут происходить еще. Этому можно противостоять только совместными усилиями.
В том, что программа с международным участием нужна, здесь никто не сомневается. Как никто не сомневается и в том, что власти самой Бангладеш могли бы больше делать для жителей пострадавших районов. "К наводнениям у нас все привыкли - и о нас все забыли", - утверждают крестьяне. Сейчас они ждут, когда закончится сезон дождей, который продолжается до сентября. А потом начнут со страхом ждать следующего года и нового мокрого сезона.
Тем временем, стоило нам пристать к берегу, на землю обрушился очередной муссонный ливень. Вода сверху - вода снизу. Кажется, что вся равнина до горизонта вот-вот окончательно уйдет под воду.