Рейтинг@Mail.ru
Филипп Мишо: вокруг горящих торфяников нужно рыть траншеи - РИА Новости, 05.08.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Филипп Мишо: вокруг горящих торфяников нужно рыть траншеи

© Фото : Joachim BERTRAND / Sécurité civileГлава управления по тушению лесных пожаров службы Гражданской безопасности МВД Франции Филипп Мишо
Глава управления по тушению лесных пожаров службы Гражданской безопасности МВД Франции Филипп Мишо
Читать ria.ru в
Дзен

Глава управления по тушению лесных пожаров французского аналога МЧС - службы Гражданской безопасности МВД Франции - Филипп Мишо поделился с РИА Новости опытом по тушению сильнейших лесных пожаров, которые в 2003 году уничтожили во Франции десятки тысяч гектаров леса.

- Близка ли ситуация в России к тому, что Франция пережила в 2003 году? Какие рекомендации вы могли бы дать российским коллегам?

- Мы в 2003 оказались в критических условиях - в средиземноморских департаментах сгорело больше 60 тысяч гектаров. Площадь России в 30 раз больше французской, поэтому трудно делать сравнения.

Наиболее подвержены пожарам средиземноморские департаменты Франции. Мы сосредотачиваем наши резервы в этих департаментах: от Ниццы до Перпиньяна и на Корсике. Пожарные, которые находятся в этих районах, имеют опыт тушения лесных пожаров, у них соответствующее образование и оборудование.

Есть риск лесных пожаров и в регионе Бордо, в массиве Ланды. Он не столь высок, как в Средиземноморских департаментах, но его нужно учитывать.

В эти районы государство отправляет пожарные самолеты – Canadair и другие воздушные суда. Наши резервы соответствуют размерам этих регионов.

- А если пожар превышает возможности резервов?

- В такой трудной ситуации, как в 2003 году, есть большая опасность того, что мы не сможем справиться со всеми очагами пожара.

У нас два подхода. Первый - тушить пожар, когда он только начинается, и второй - подождать, пока огонь дойдет до более благоприятных для тушения мест, и защитить от ущерба жилые районы и имущество.

Мы умеем тушить очаги сразу же после их возникновения, действовать нужно в течение 10 минут после начала пожара. Если мы вмешиваемся позже, может начаться сильный пожар, и в этом случае, честно говоря, мы почти бессильны.

Если возгорание только началось, то мы бросаем основные силы на новый пожар и сокращаем резервы, задействованные в тушении большого пожара.

Как свидетельствует опыт 2003 года, когда ситуация тяжелая и вы чувствуете свою беспомощность, нужно подождать улучшения погодных условий – похолодания или дождя.

Во Франции ситуацию часто ухудшает ветер, но ночью ветер спадает, и пожар можно тушить более эффективно. Кроме того, ветер не дует постоянно, после трех ветреных дней наступает затишье. Нужно уметь пользоваться благоприятными обстоятельствами и ждать их.

В 2003 году пожары сожгли тысячи гектаров, и основные действия спасательных служб заключались в том, чтобы защитить население, жилые районы. Тем не менее, сгорели здания, были погибшие.

Когда пожар перекидывается на деревья, которые хорошо горят, температуры становятся очень высокими, и люди не могут тушить пожар. В таком случае нужно дождаться, чтобы огонь дошел, к примеру, до возделанных земель, и его можно будет локализовать.

Когда огонь достигает виноградников, которые горят относительно плохо, или специально оборудованных районов, мы можем контролировать пожар.

У нас есть законодательная база, которая обязывает вырубать растительность вблизи жилых районов, чтобы создать достаточно обширные зоны для защиты людей.

- Как можно предупредить сильные лесные пожары?

- Мы предупреждаем пожары, проводя социальные кампании, а также обустраивая лесные угодья. Если лес слишком большой, нужно создавать очищенные от растительности зоны в некоторых местах, что позволит пожарным тушить огонь.

Наш опыт показывает, что эффективно тушить пожары можно в самом начале. Поэтому мы тесно сотрудничаем с метеослужбой, с которой мы летом каждый день составляем карту с опасными зонами, исходя из температур, влажности и ветра.

Тогда пожарные не ждут начала возгорания, а отправляются в лес до начала пожара, чтобы не запоздать с тушением. Кроме того, в пожароопасном районе курсируют пожарные самолеты, чтобы не потерять время на взлет и дорогу.

Во Франции пожароопасные зоны достаточно ограничены. Это позволяет применить эти меры. Для такой страны, как ваша, необходимо совершенно невероятное количество самолетов, чтобы иметь возможность задействовать подобные резервы.

- С какими проблемами вы сталкиваетесь?

- Франция и, в особенности, Средиземноморский регион, - это район, где существует засилье со стороны застройщиков. С одной стороны, это сокращает непрерывные полосы леса. С другой стороны, население находится в опасных зонах.

Есть законодательство, которое, к сожалению, не очень хорошо действует. Оно предполагает запрет строительства в наиболее опасных районах, чтобы люди не селились где угодно.

Есть районы, которые очевидно опасны, но население считает, что эта опасность относительна, а принимаемые пожарными меры могут принести финансовые убытки. Земля в этих районах – рядом с морем и лесом – очень дорогая, и, если запретить ее застройку, она потеряет свою стоимость.

- В 2003 году россияне помогали Франции тушить лесные пожары. Каковы принципы взаимодействия между пожарными службами разных стран?

- В 2003 году у нас было недостаточно средств в сравнении с масштабами опасности, и мы искали дополнительные резервы. Мы воспользовались соглашениями с близлежащими странами – Испанией, Грецией, Италией. Договоренности позволяют отправлять пожарные самолеты в Италию или в Грецию на два дня, когда во Франции опасности пожаров нет.

Но нам понадобились дополнительные средства. Мы арендовали в России вертолеты – это было в рамках межгосударственных соглашений, причем стоимость аренды была ниже рыночной.

- Вы готовы оказать содействие России, если появится необходимость?

- На настоящий момент Россия не обращалась к нам за помощью. Но если бы обратилась, то по дипломатическим каналам.

Учитывая масштабы ваших пожаров, я не уверен, что подобная помощь может сыграть решительную роль.

Я знаю ситуацию в России из СМИ, и не думаю, что эти пожары нужно тушить с самолета. К примеру, тушить торфяники с самолета не всегда эффективно.

- А как бороться с возгораниями торфяников?

- Эту проблему нужно решать, роя траншеи, которые позволили бы изолировать зоны возгорания от растительности. Часто это тяжелые работы с использованием бульдозеров.

Если залить торфяники сверху, глубоко это не проникнет, и пожар продолжится внутри, а затем вновь поднимется на поверхность.

- Могут ли военнослужащие помочь профессиональным пожарным?

- Я слышал об использовании военных. Тут всегда встает проблема подготовки – эти люди не знают техники борьбы с огнем, опасно использовать персонал, у которого может не быть правильной реакции. Огонь может распространяться очень быстро, и у людей должны быть правильные рефлексы, специальная техника.

Мы тоже привлекаем военных в случае лесных пожаров, но мы их используем в основном для наблюдения. Они могут помочь эвакуировать людей, координировать работу спасательных служб, помочь очистить территорию от растительности. Военные инженеры проводят необходимые работы.

Мы привозим пожарных из других районов страны, чтобы усилить местный контингент – из Бретани, Парижского региона, из восточных регионов. Эти пожарные минимально обучены борьбе с пожарами, но могут заменить своих коллег в спасательных операциях и в организации движения. Тогда местный состав будет заниматься только лесными пожарами и не будет отвлекаться на другие операции.

- Обмениваетесь ли вы опытом с российскими коллегами?

- Мы работаем с Россией в области гражданской безопасности, есть обмены, задания.

Например, мы очень заинтересованы новым противопожарным самолетом Бериева, который находится в стадии разработки и может перевозить около 20 тонн воды. Ведем переговоры, следим за программой. Мы пытались договориться об аренде одного из самолетов в этом году, но не получили коммерческого предложения.

Что касается тушения пожаров, то мы сотрудничаем с соседними странами – Италией, Испанией, Португалией и Грецией. По многим причинам. У них похожая на нашу растительность, а потому – применяется одна и та же техника. Кроме того, мы можем отправить резервы в Италию и легко вернуть их, когда они нам понадобятся.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала