Сколько мне запомнилось со школьных лет, Ньютон в своем третьем законе утверждал, что сила действия равна силе противодействия. Ну и, понятно, наоборот. В связи с чем, чем сильнее Apple давил (давит) на публику, пропихивая свои компьютеры, но по преимуществу — гаджеты вроде iPod’ов, iPad’ов и прочих iPhon’ов, — тем упорнее я их от себя отпихивал. Не то, чтобы не замечал их достоинств (трудно не признать, что в перечисленных гаджетообластях именно Apple задает последние годы тренд и стандарты de facto), но замечал и их недостатки. Связанные, в основном, с полицейским надзором над покупателями: ставить только оттуда, только через это, а если что — пошарим и удалим, не спросясь, да концепцией полной закрытости. Однако главным образом мое неприятие определялось все-таки этой вот ньютоновой силой.
Поэтому вполне понятно злорадство, с которым я следил за разворачивавшейся историей с антенной iPhone 4, с предсказаниями крупных финансовых потерь Apple (покуда все наоборот: доходы растут, очереди за iPhone 4 не сокращаются), с катавасией с бесплатными чехлами (кто, интересно, может заставить меня зачехлять мою вещь, если о такой необходимости не было заявлено загодя) и так далее…
Но вот я натыкаюсь на статью Михаила Карпова «Обзор телефона iPhone 4». Редакции удалось выцарапать аппарат на тест, и они гоняли его в хвост и в гриву, упирая, понятно, на эту самую пресловутую проблему с антенной. И как ни гоняли, проблему не обнаружили. Ну, может быть, в чрезвычайных ситуациях — ослабление сигнала, но никак не влияющее на качество разговора и уж и подавно к разрыву оного не приводящее. Более того, с того же места и через того же оператора проверяли iPhone 3G, к качеству приема которого ни у кого никогда никаких нареканий вроде бы не было, — так на нем сигнал был еще и послабее. Что, правда, тоже ни к каким неудобством и неприятностям не приводило.
И вы знаете, я поверил. Не только потому, что не знаю, кому бы сегодня в России пришло в голову оказать на тестера iPhone 4 серьезное давление, скорее потому, что и сам предчувствовал, что iPhone 4, в общем, работает нормально.
Я вот, когда звонят домой по мобильному, вынужден бросать сигарету и уходить с балкона в комнату, поскольку на балконе связь нестабильна и даже прерывается. Причем практически независимо от «железной» составляющей: так было на «Крузере», так осталось на «Желании», то же происходит у жены на «Брюлике». Причем у меня - Beeline, у жены - MTS. Можно было бы, конечно, заняться подробными исследованиями зависимости эффекта от разных составляющих, равно как можно исследовать причины того, что дождь пошел именно в этом месте и именно в этот момент, вот такой вот густоты и крупности. Если в дело вступают тысячи плохо отслеживаемых параметров, выводить закономерность человеку когда вообще не под силу, когда — себе дороже. (Джобс попытался на пресс-конференции привести подобные объяснения, чем тут же вызвал бурю возмущения у присутствующих и резкие отповеди от других производителей мобильников).
Тут вот еще что надо учесть: неидеальное расположение антенны iPhone 4 было вызвано стремлением Джобса к идеальной красоте аппарата (как он, а вслед ему — миллионы покупателей, ее воспринимают). Ведь уже сравнительно давно преимущества эппловских гаджетов лежат именно и исключительно в области красоты (на мой вкус — скорее, моды): в технологическом отношении и отношении удобства многие давно уже обогнали Apple. А красота… Красота, как известно, требует жертв.
Короче, Apple стал жертвой своего же стремления представить собственные гаджеты зияющей вершиной всего на свете и безупречным идеалом. А уж коль идеал — не дай тебе Бог дать хоть какой, хоть малейший, хоть вполне естественный повод для придирки. Ну неприлично Прекрасной Даме маяться животом!
Я далек от того, чтобы вызвать даже отдаленные ассоциации Джобса со Спасителем, я тут скорее отмечаю стандартную реакцию толпы, гениально описанную в Евангелии. Когда перед толпой народа, только что, позавчера выстилавшего путь ослу Спасителя оливковыми ветвями, был поставлен выбор, кого из троих отпустить: разбойников или Божьего Сына, народ хором ткнул пальцами в последнего и закричал:
- Распни! Распни его!
Вот… распинаем потихоньку…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции