Август 2008 стал во многом трагическим, но одновременно и переломным моментом в новейшей истории Южной Осетии. Развязанная грузинскими властями 8 августа агрессия против югоосетинского населения со всей очевидностью показала невозможность нахождения Южной Осетии в составе Грузии. О том, как изменилась ее судьба за прошедшие два года, рассказывает в эксклюзивном интервью РИА Новости Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Южная Осетия в России Дмитрий Медоев.
- 26 августа 2008 года Россия первой признала независимость Южной Осетии. Каковы практические результаты российско-югоосетинского сотрудничества?
- Действительно, совсем скоро весь наш народ будет отмечать вторую годовщину признания Российской Федерацией государственной независимости нашей страны. Для нас это особенный, исторический день.
Народ Южной Осетии дорого заплатил за свою независимость. За 20 лет борьбы и лишений мы потеряли тысячи своих сыновей и дочерей, десятки тысяч человек вынужденны были покинуть свои жилища, оставшись без крова и средств к существованию. Южная Осетия никогда не забудет подвиг российских солдат и офицеров, спасших наш народ от физического истребления. В эти дни мы будем вспомипать российских и осетинских солдат и офицеров, плечом к плечу боровшихся с агрессором и сложивших свои головы во спасение народа Южной Осетии, мирных граждан, погибших в результате варварского нашествия.
В этой связи в первую очередь хотелось бы выразить безграничную благодарность народа Южной Осетии всем гражданам Российской Федерации за искреннее сострадание, поддержку и помощь, оказанные в самые тяжелые для нас августовские дни 2008 года. Признание государственной независимости Республики Южная Осетия Российской Федерацией 26 августа 2008 года стало логичным итогом решительных действий руководства России по принуждению агрессора к миру.
После подписания Указа президента Российской Федерации о признании независимости Южной Осетии началась активная работа по созданию договорно-правовой базы двусторонних отношений. 17 сентября 2008 года был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между нашими странами.
В настоящее время между ЮО и РФ подписано более 30 межправительственных соглашений: по обороне и безопасности, в военной сфере, касающихся социально-экономического развития и сотрудничества в научной и культурной областях. Подготовлено к подписанию столько же соглашений, в частности, о режиме торговли, о взаимопомощи в таможенных делах, о сотрудничестве в области миграции и т.д.
- Прошло два года после августовских событий в Южной Осетии. Они значительно изменили политическую карту кавказского региона. А как это повлияло на расстановку сил на Кавказе?
- События августа 2008 года имели важнейшее значение не только для Южной Осетии и Абхазии, которые в результате этого обрели независимость, но и для самой России, которая своими действиями свела на нет попытки насаждения «однополярного мышления» в отдельно взятом регионе, тем самым сделала серьезный практический вклад в укрепление позиций сторонников многополярности мира.
Что касается карты Кавказа – на мой взгляд, она стала более реалистичной, то есть максимально приближенной к историческим реалиям. Можно даже сказать, что историческая справедливость восторжествовала: осетины и абхазы восстановили по известным причинам утраченную в средние века государственность – Аланию и Абхазское царство.
- Какие проблемы Южной Осетии вы бы назвали первостепенными? Сохраняется ли военная угроза со стороны Грузии, и какие меры нужны для ее предотвращения?
- Главное - восстановить все, что было разрушено за последние 20 лет. Это, прежде всего, промышленность и сельское хозяйство, коммуникации, включая городские, которые не менялись с 50-х годов прошлого столетия. И, конечно, необходимо завершить послевоенное восстановление - разрушений 2008 года.
Каким путем должна развиваться экономика республики в ближайшее время? Как целесообразнее использовать богатейшие природные ресурсы страны без ущерба ее экологии? Эти и другие вопросы встают уже сегодня. Для решения этих задач нам нужна стабильность. К сожалению, по прошествии двух лет с начала августовской военной агрессии вынужден отметить, что сегодняшние провокационные действия официального Тбилиси и проводимая режимом Саакашвили политика реваншизма оставляют мало оптимизма для утверждения, что военная угроза полностью исключена. И это опасно.
Вместе с тем хочу подчеркнуть, что Южная Осетия всегда являлась и является сторонником мирных взаимоотношений со всеми странами. Исходя из этого, руководство моей страны считает, что первоочередной задачей является создание безопасных условий, которые бы способствовали развитию равноправных и добрососедских отношений со всеми странами Кавказского региона.
- Недавно Международный суд ООН признал легитимность провозглашения независимости Косово. Способен ли этот факт оказать влияние на судьбу Южной Осетии?
- Судьба Южной Осетии определена ее народом рядом основополагающих актов: 20-го сентября 1990 года с провозглашением независимой Республики, Актом о государственной независимости 1992 года и свободным волеизъявлением - референдумами 1991, 1992 и 2006 года, на которых народ Южной Осетии высказался за независимый путь развития и построение независимого государства. Примечательно, что указ РФ от 26 августа 2008 года о признании независимости Южной Осетии опирается именно на результаты этих решений.
Что касается Международного суда ООН, его решение по Косово не является юридически обязывающим документом. Оно в основном носит консультативный характер, хотя его можно рассматривать и как косвенное признание легитимации независимости Косово. Важно заметить, что у Южной Осетии было и есть больше политических и правовых оснований для признания. В отличие от Косово, принятые Южной Осетией решения с начала борьбы за независимость полностью соответствовали международному праву и Уставу ООН, они ни в коей мере не противоречили действовавшим в тот период Конституции и законодательству СССР. В то же время, на мой взгляд, решение по Косово как прецедент может в определенной мере способствовать процессу дальнейшего признания Южной Осетии.
- При каких условиях, на ваш взгляд, Южная Осетия может получить признание у большинства членов международного сообщества? Какое значение для ЮО имело установление дипотношений с несколькими государствами?
- Южная Осетия уже получила признание со стороны великой державы – Российской Федерации, члена Совета безопасности ООН.
Общеизвестно, что в современном мире активно применяются двойные стандарты по отношению к неугодным или непокорным народам. Двойная мораль, к сожалению, стала нормой поведения для целого ряда стран. Однако есть государства, которые проводят собственную линию в международных отношениях. Это такие страны как Никарагуа и Венесуэла, островное государство Науру – полноправный член международного сообщества, которое своим решением о признании Южной Осетии и Абхазии напомнило остальным странам, что для Устава ООН не существует больших и малых наций – все государства равны и имеют равные права.
Мы признательны правительствам этих стран за решения о признании Южной Осетии и намерены развивать и укреплять с ними дружеские и партнерские отношения. Недавний, весьма успешный визит президента Кокойты в Никарагуа и Венесуэлу, наглядный пример такого стремления.
- В российских СМИ не раз появлялись сообщения о скандалах вокруг российской помощи Южной Осетии. Могли бы вы прояснить ситуацию на этот счет?
- Нам известно происхождение этих, так называемых «скандалов», знаем и о направленности этих информационных атак. Но мы уверены, что никакие «скандалы» не дадут желаемых результатов для заказчиков и исполнителей этих спектаклей. Невзирая на сильное противодействие извне, мы поднимем свою страну из руин и выйдем на достойный для нашего народа уровень жизни. Для этого имеются все необходимые ресурсы и достаточный внутренний потенциал.