Рейтинг@Mail.ru
Южная Осетия: два года независимости, или Испытание миром - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Южная Осетия: два года независимости, или Испытание миром

Читать ria.ru в
Дзен
8 августа исполняется два года со дня, когда Грузия по приказу Михаила Саакашвили развязала войну против Южной Осетии. В те августовские дни югоосетинский народ с помощью России достойно справился с выпавшим на его долю испытанием - войной.

МОСКВА, 5 авг - РИА Новости. В воскресенье, 8 августа исполняется два года со дня, когда Грузия по приказу Михаила Саакашвили развязала войну против Южной Осетии. В те августовские дни югоосетинский народ с помощью России достойно справился с выпавшим на его долю испытанием - войной.

Однако испытание миром, которое вот уже два года пытается преодолеть Южная Осетия, обнажило ряд проблем и в то же время дало четкое представление о целях, к которым надо стремиться как руководству, так и простым жителям этой страны.

С одной стороны, признание независимости Южной Осетии и братской Абхазии со стороны России, а затем последовавшие признания со стороны Никарагуа, Венесуэлы и Науру, показали, что процесс восхождения двух республик на мировую политическую арену сдвинулся с места. В июле делегации из Сухуми и Цхинвали во главе с президентами Сергеем Багапшем и Эдуардом Кокойты совершили первый в истории официальный визит в дальнее зарубежье - в Венесуэлу и Никарагуа. Стороны заключили ряд соглашений и договорились о безвизовых поездках для граждан своих государств. Чуть ранее послы латиноамериканских государств вручили верительные грамоты президентам молодых закавказских республик.

С другой стороны, положение дел в самой Южной Осетии свидетельствует, что процесс восстановления проходит весьма тяжело.

По данным российского МИД, во время грузинской агрессии на территории Цхинвали и других населенных пунктов Южной Осетии были полностью разрушены и сожжены 655 жилых домов, частичному разрушению подверглись 2,139 тысячи жилых строений и помещений. В то же время, как указал сам президент Кокойты, на сегодняшний день заново построены всего 110 домов. 429 домов продолжают строиться - из них более 200 на стадии завершения.

Таким образом, сотни домов еще не восстановлены. Ряд экспертов связывают "пробуксовку" восстановления республики с проблемами институционального характера. Это выражается, в частности, в том, что органы государственной власти еще не обладают достаточной гибкостью, эффективностью и мобильностью для того, чтобы оперативно решать такие сложные вопросы даже при наличие значительной помощи со стороны РФ.

А помощь эта, по словам российского премьера Владимира Путина, в общей сложности, с учетом внебюджетных средств и помощи российских регионов (с 2008 года по сей день), уже составила 26 миллиардов рублей. Как уточнил РИА Новости представитель Минрегиона РФ, только в этом году из средств федерального бюджета на восстановление Южной Осетии направляется 5,7 миллиарда рублей. Собеседник агентства пояснил, что Россия уже полностью выделила средства на строительство в Южной Осетии 322 жилых домов.

Несоответствие данных с югоосетинской стороны и со стороны Минрегиона находит сегодня различные объяснения. По мнению одних, все дело в коррупции, другие винят субподрядные организации, которых югоосетинские власти привлекли более 50, и, дескать, за всеми не уследишь, да еще, если каждая строит на свой лад. Третьи говорят о том, что в вопросе восстановления Южной Осетии лучше всех должны разбираться местные жители, а не пришлые (из России) кадры.

Сама история привлечения специалистов из России показала некоторые проблемы. В августе 2008 года Кокойты уволил "за неудовлетворительную работу" правительство во главе с Юрием Морозовым. В октябре того же года главой кабинета стал Асланбек Булацев, до того руководивший управлением Федеральной налоговой службы в Северной Осетии (Россия), однако премьер поработал недолго - до декабря 2008 года. Можно также вспомнить отставку рекомендованного Россией министра финансов Южной Осетии Алексея Пантелеева осенью 2008 года, всего через две недели после назначения. Пантелеев был заменен на местного чиновника Инала Пухаева.

Наконец, положение действующего премьера, уроженца Челябинска Вадима Бровцева, также нельзя считать прочным. В мае 2010 года парламент Южной Осетии чуть не объявил вотум недоверия Бровцеву за "нецелевое расходование средств" правительством. А затем была создана парламентская комиссия по расследованию обстоятельств деятельности кабмина в 2009-2010 году.

Некоторые эксперты объясняют такую череду отставок тем, что формирование успешного правительства зачастую возможно только на основе местных кадров. По их мнению, Южная Осетия оказалась в таких условиях, что эти специалисты оказались не в полной мере способны решать вопросы становления нового государства.

Между тем, именно вопрос воспитания своих собственных кадров сегодня является первой и наиболее острой проблемой Южной Осетии. Президент республики сам не раз признавался, что квалифицированных специалистов сейчас не хватает во всех сферах.

Кадровый голод отчасти является причиной другой болезненной для Южной Осетии проблемы, которая также не была решена за прошедшие два года - проблемы имиджа республики в представлении западных государств.

Пропаганда США и Грузии выставила Южную Осетию в глазах мирового сообщества неким криминальным режимом, который не способен самостоятельно вести внешнеполитическую деятельность. И в весьма скромных результатах Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье западные партнеры винят исключительно абхазских и югоосетинских переговорщиков. При этом главным "грехом", который пропагандисты вменяют Южной Осетии, является то, что республика "прячется за широкой спиной России и действует по указке Москвы".

За прошедшие после приобретения независимости два года властям Южной Осетии не удалось разрушить этот стереотип. По мнению, многих наблюдателей, руководство ничего не сделало для этого.

Сегодня за пределами республики, в частности, в России, в системе государственной власти РФ работает значительное число выходцев из Южной Осетии различных специальностей и с высоким уровнем профессионализма. Привлечение их к решению проблем республики, по мнению экспертов, могло бы внести существенный вклад в становление Южной Осетии как самостоятельного государства. Это также показало бы, что Южная Осетия способна к самоорганизации и имеет достаточно людских ресурсов, достаточный потенциал развития.

Возвращение югоосетинского населения на родину стало бы свидетельством укрепления государства, повышения качества жизни и социально-экономического уровня.

Как считают некоторые члены экспертного сообщества, республике сегодня необходимо формирование своей, югоосетинской политической элиты. А превращение в самостоятельного политического игрока во внешнеполитической сфере во многом бы развеяло миф, порожденный западной пропагандой.

Формирование концепции экономического развития, экономических основ независимости Южной Осетии могло бы превратить республику из дотационного региона в самодостаточное государство.

Благо, у властей республики есть еще время объективно оценить ситуацию и сделать все для того, чтобы она была стабильной, а Южная Осетия, уже окрепшая экономически, превратилась в надежного партнера России.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала