Рейтинг@Mail.ru
Как холодильник стал жертвой политики - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как холодильник стал жертвой политики

© РИА Новости / Иван Руднев | Перейти в медиабанк Телевизоры, холодильники и стиральные машины едва не стали жертвами большой политики
 Телевизоры, холодильники и стиральные машины едва не стали жертвами большой политики
Читать ria.ru в
Бытовая техника едва не стала жертвой большой политики – в соответствие с законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» с нового года ее большая часть на российском рынке могла перейти в разряд нелегальной. Легкая паника заставила чиновников пересмотреть спорные положения закона и привести их в соответствие с европейскими нормами.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Телевизоры, холодильники и стиральные машины едва не стали жертвами большой политики – в соответствие с законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» с нового года большая часть бытовой техники на российском рынке могла перейти в разряд нелегальной. Легкая паника, начавшаяся среди поставщиков и продавцов аппаратуры и успевшая перекинуться на потребителей, заставила чиновников пересмотреть спорные положения закона, и привести их в соответствие с европейскими нормами.

О возможном коллапсе на рынке бытовой техники стало известно после того, как Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) направила открытое письмо двум министерствам – Минпромторгу и Минэкономразвития, а также помощнику президента Аркадию Дворковичу. Возмущение авторов письма вызвал пункт закона, касающийся испытаний и обязательной сертификации большинства видов бытовой техники. Напомним, с 1 января 2011 года большая часть поступающей в продажу электротехники за исключением компьютерной (на нее это правило должно распространиться с 2012 года) должна иметь в техдокументации и маркировке информацию о классе энергоэффективности. Во исполнение этого положения, Минпромторг в апреле этого года подготовил приказ, который, в частности, гласил «испытания (измерения) для определения класса и характеристик энергетической эффективности товара проводят аккредитованные испытательные лаборатории».

Проблема в том, что никаких аккредитованных лабораторий или центров для сертификации бытовой техники в России нет, и участники рынка опасались, что до конца года они не появятся. Фактически это означало, что с Нового года из продажи должны были исчезнуть холодильники, стиральные и посудомоечные машины, телевизоры, микроволновки, электрические печи, кондиционеры и многое другое. Или вся эта техника должна перейти в разряд нелегальной, и за ее реализацию продавцам грозил бы штраф и конфискация товара.

Ситуация была тем более непонятной, что соответствующие правила определения энергоэффективности бытовой техники давно действуют в развитых странах. В Европе, например, существуют четыре класса энергоэффективности – A, B, C, D, большинство производителей маркируют свою технику в соответствие с этими стандартами. «Компании имеют собственные лаборатории и испытывают технику на энергоэффективность», - пояснил РИА Новости директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов. Зачем в таком случае изобретать велосипед? Почему бы не принять уже действующие стандарты? Эта странность породила множество пересудов: заговорили о потенциальной коррупционной составляющей этого решения, о заинтересованности чиновников, которые будут аккредитовывать лаборатории, и разумеется, о скором дефиците или подорожании бытовой техники. Ведь издержки по испытаниям и сертификации в конечном итоге непременно лягут на плечи потребителей.

Но, похоже, опасения оказались напрасными, чиновники на удивление оперативно отреагировали на письмо РАТЭК. Вчера замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев встретился с представителями крупнейших игроков рынка бытовой техники. «Нам удалось снять все опасения участников рынка, - заявил по итогам встречи чиновник. – Никаких основания для возникновения проблем с поставками бытовой техники на российский рынок с 1 января 2011 года в связи с подтверждением класса энергоэффективности нет». Как поясняется на сайте министерства, в соответствующий приказ внесены изменения, и класс энергоэффективности товара будет определяться производителем или импортером, как это делается в Европе.

Судя по скорому разрешению проблемы, возникла она по недосмотру, а не вследствие злой воли неких недобросовестных чиновников. Впрочем, дело не только в халатности. Кому-то это покажется странным, но едва не случившийся коллапс на рынке бытовой техники – почти прямое следствие двойственности экономической политики государства: противоречия между риторикой властей и реальными тенденциями. С одной стороны – декларируемая необходимость инноваций и построения новой экономики, с другой – фактическая консервация сырьевой модели развития. Как отмечают эксперты Института глобализации и социальных движений (ИГСО), в такой ситуации особо востребованными становятся «недорогие инновационные и псевдоинновационные проекты», широкое освещение которых укладывается в рамки PR-кампаний инновационной политики государства. Отсюда столь пристальное внимание к энергосбережению именно на бытовом уровне. Нечто подобное было в СССР во времена Брежнева, когда рядовых граждан учили, как бережное и экономное отношение к продуктам питания поможет государству в реализации Продовольственной программы. Рачительное отношение к ресурсам - дело, безусловно, полезное, но трудно представить, что замена лампочек накаливания импортными энергосберегающими лампами или дополнительная сертификация импортной же бытовой техники способны повлиять на модель экономического развития страны.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала