2 августа в России отмечают день Воздушно-десантных войск. Со времен первого десанта на учениях под Воронежем в 1930 году, ВДВ вписали в свою историю множество славных страниц – от героических подвигов в годы Великой Отечественной, до афганской, и кавказских кампаний. В преддверии юбилея ВДВ с командующим Воздушно-десантными войсками Владимиром Шамановым беседовал военный обозреватель РИА Новости Илья Крамник.
- Первый вопрос связан с реформой Вооруженных сил России. Каково назначение ВДВ в послереформенных ВС?
- Войска сохраняют статус резерва Верховного главнокомандующего, главным предназначением которого является защита интересов России и жизней ее граждан как на территории страны, так и за рубежом. ВДВ будут выполнять свои задачи в зонах ответственности объединено-стратегических командований, как самостоятельно, так и в составе группировок Сухопутных войск. Эти задачи таковы: прикрытие флангов и брешей в боевых построениях Сухопутных войск, борьба с тактическими воздушными десантами противника, высадка десантов в тылу и на флангах противника и выполнение любых других задач, требующих высокой мобильности и скорости развертывания, особенно в локальных конфликтах.
- Как в ходе реформы изменилась структура и численность ВДВ? Как должны комплектоваться ВДВ?
- В ходе реформы мы сократили 26 воинских частей, в большинстве своем это части обеспечения, функции которых передаются структурам объединенных стратегических командований и гражданским организациям. Гражданским организациям передана охрана баз хранения, банно-прачечное обслуживание – на 85%, организация питания – на 40%. К 1 декабря мы планируем передать гражданским структурам обеспечение питания войск полностью, но тут есть ряд вопросов. Части и соединения ВДВ в основном базируются в областных центрах, где мы без проблем можем найти нормальных гражданских подрядчиков. В то же время они не могут решить проблему питания войск в поле – а с учетом специфики ВДВ это особенно важно.
Мы будем искать компромисс, ВДВ должны сохранять специалистов и оборудование, позволяющее обеспечить питание войск в отрыве от тылов.
Численность ВДВ составляет 35 тысяч человек. В ходе реформы мы сократили 40% офицерского состава ВДВ. Сейчас у нас служат около 4000 офицеров, из которых около 400 занимают сейчас сержантские должности в связи с нехваткой кадровых сержантов и сокращением офицерских должностей. Также в ВДВ служат около 7000 военнослужащих-контрактников на солдатских и сержантских должностях, остальные – военнослужащие срочной службы.
В дальнейшем число контрактников должно возрасти вдвое. Таким образом, мы планируем укомплектовать контрактниками все должности младших командиров и специалистов – то есть наиболее трудоемкие и требующие наилучшего образования и подготовки. Нехватка контрактников сейчас связана в том числе с недостаточным жалованием: 12-18 тысяч рублей в месяц. С учетом надбавок и командировочных они могут иметь до 18-25 тысяч рублей. С 2012 года сержант должен получать не менее 30 тысяч рублей, а с учетом надбавок и командировочных – и более, 40-45 тысяч. Такое жалование будет значительно превышать среднюю зарплату в регионах и позволит привлечь большее количество людей и с более хорошей подготовкой.
Фактически, это возрождение русского унтер-офицерского корпуса, который составлял в свое время костяк армии. Стандарт, к которому мы стремимся, – это высокопрофессиональные офицеры и сержанты и хорошо подготовленные, отборные солдаты, как контрактники, так и срочники, способные действовать дерзко и инициативно.
- Насколько отвечает задачам существующий комплекс вооружения ВДВ? Что планируется добавить?
- Уровень оснащения ВДВ новой техникой в настоящее составляет около 7%. Тем не менее, имеющуюся технику мы поддерживаем в исправном состоянии и она способна выполнять свои задачи. В настоящее время мы осуществляем программу частичной модернизации, что позволит уже в ближайшие годы повысить боевые возможности войск на имеющейся технике на 10%. Мы закупаем системы управления (АСУ), системы десантирования и контроля приземления, средства разведки, наблюдения, навигации и связи. Можно выделить особо АСУ «Полет-М», которая обеспечивает непрерывную цепочку управления от штаба ВДВ до штаба батальона, резко сокращая длительность цикла боевого управления.
Пока осуществляемые закупки не вполне отвечают нашим целям. Перевооружение войск должно осуществиться в ходе реализации новой госпрограммы вооружения. Это боевые машины десанта БМД-4М со спаренными 30 и 100-миллиметровыми пушками, это машины на базе существующего десантного БТР «Ракушка». Также мы должны повысить уровень ПВО и противотанковые возможности войск. Для решения последней задачи, в частности, планируется дальнейшее приобретение машин «Спрут» со 125-мм пушкой/пусковой установкой.
- В ряде СМИ звучала информация о том, что закупки «Спрута» прекращены и проводиться не будут.
- Это недостоверная информация. ВДВ нужна эта машина. Она должна пройти некоторые доработки и будет закупаться серийно.
- Как можно оценить сегодня состояние военно-транспортной авиации (ВТА)?
- На сегодня ВТА нашла золотую середину – поддерживая боевую готовность своих соединений и одновременно сохраняя ресурс техники. В настоящее время мы можем десантировать и поддерживать с воздуха один полк, в перспективе - дивизию. ВТА должна пополняться новыми самолетами. В частности, ГПВ предусматривает закупку 40 самолетов Ан-70, восстановление серийного производства самолетов «Руслан» и производство 20 самолетов данного типа для ВВС России, а также перенос из Ташкента и возобновление производства в Ульяновске основного самолета ВТА – Ил-76, который в обновленном виде известен как Ил-476.
- Десантные части есть в составе и других армий. Можно ли сравнить ВДВ России с зарубежными коллегами?
- Главный критерий сравнения – боевые действия. Сегодня мы можем наблюдать, как полубасмачи в Афганистане держат в страхе огромную коалицию ведущих держав Запада, которая не рискует появляться за пределами контролируемых «зеленых зон». В свое время при гораздо более низком уровне технического оснащения советские войска и ВДВ в том числе выполняли свои задачи в Афганистане, действуя там, где требовалось и так, как было нужно.
НАТО же в настоящее время демонстрирует неспособность выполнять свои задачи – достаточно вспомнить о том, что наркотрафик на территорию России из Афганистан вырос в 40 раз, хотя пресечение производства наркотиков было одной из главных целей всей кампании.
Западные армии можно брать в пример в вопросах индивидуального оснащения военнослужащих, особенно средствами наблюдения, управления, связи и навигации. У нас есть проблемы в этих вопросах. В настоящее время мы закупаем новое оборудование, в том числе тепловизоры, приобретаем новые снайперские винтовки, а также средства навигации. Со вводом в действие системы ГЛОНАСС наши возможности в данном вопросе сильно возросли.
Россия продолжает при этом оставаться лидером в ряде направлений. Например, мы имеем лучшие в мире авиадесантируемые легкобронированные машины. Мы единственные, кто способен десантировать технику с экипажами, что резко сокращает время на подготовку к бою.
В целом командование ВДВ отслеживает ситуацию в зарубежных армиях, и на их фоне явных провалов, которые требовали бы немедленного аврального вмешательства, у нас нет. ВДВ России продолжают оставаться одними из лучших в мире. Мы находимся в постоянной готовности к немедленному развертыванию и решению боевых задач – как в границах страны, так и за ее пределами.