Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера» специально для РИА Новости.
В прошлый уикенд оригинальным шоу на пленере завершился театральный фестиваль в итальянском Турине, для которого организаторы – а это один из ведущих театров города Театр Корте – выбрал городское предместье Venaria Reale. Когда-то здесь находилась резиденция блестящей Савойской династии, которая правила Ломбардией на протяжении трех столетий. Савойские короли любили пожить, и еще в XVII веке превратили Venaria в место для «удовольствия и охоты». Здесь были выстроены дворцы, разбиты парки, прорыты каналы с явным желанием перещеголять Версаль. И отчасти этот вызов удался. Правда, вся эта роскошь жестоко пострадала во время Второй мировой войны. Однако итальянцы, которые привыкли жить в красоте разных эпох: от Древнего Рима до Средневековья, от Возрождения до Барокко, решили восстановить руины в прежнем блеске.
Ожерелье дворцов и парков стало для туринского театрального фестиваля той естественной средой, которую как итальянские, так и приглашенные из Европы театры использовали как эффектную декорацию для своих спектаклей.
В финале фестиваля сразу пять уличных театров задействовали разные уголки дворцово-паркового пространства в Venaria Reale..
Пальму первенства взяли в тот день, конечно же, французы.
«Уличники» всего мира называют именно Францию царством уличного театра. Лет сорок назад, когда снижался интерес к театру, как раз во Франции была разработана программа, которая обещала вернуть интерес к сценическому искусству. Тогда-то и порешили, что пора актерам вылезать из театра и выходить на улицы и городские площади, поближе к народу, чтобы личным участием стяжать для театра побольше публики. Задуманное удалось. Программа была успешно приведена в действие, продумана в деталях, учли даже профсоюзные льготы уличным актерам. В итоге, сейчас во Франции ежегодно действуют несколько масштабных фестивалей уличного театра.
Сразу два театра из Франции выступили в финале туринского фестиваля, и оба справедливо впечатлили публику.
Перед королевским дворцом на просторной лужайке разыграл свое минималистское представление французский театр «Les Colporteurs» и заставил вспомнить о том, что современный гистрион также необходим публике, как и в далеком Средневековье. Только сегодня на арене выступают не шуты в дурацких колпаках, а шутихи в современном прикиде, циркачки и артистки, которые изображают этаких неумёх, вышедших в люди на моцион. Правда, их моцион - это канат, установленный прямо над головами среди зрителей.… И вот, на каблуках, в чулках в сеточку, в мини-юбках, с сумками, из которых то и дело вываливается косметика, две актерки, выделывая при этом акробатические антраша, играют в незадачливых новичков, с юмором изображая свое якобы полное незнание цирковой сноровки.
Добравшись по шестам до каната, и, встав на этот канат, они выделывают такие чудеса эквилибристики, не снимая при этом своих туфелек с каблучками, что дух захватывает.
А вот вторая часть представления – лирическая.
Искусная балансировка на канате становится драматургией взаимоотношений мужчины и женщины. Хрупкий баланс чувств между ними срифмован с движением по канату, на котором все так неустойчиво, и жизнь в миллиметре от опасности, если ты оступился, в прямом и переносном смысле этих слов.
Возможно этот спектакль «Les Etoiles» приедет к нам в Москву в ноябре, если удачно сложатся астрологические звезды.
Венчал Туринский фестиваль фейерверк над королевским прудом. Его устроил знаменитый французский театр «Groupe F», который давно славится как уникальный коллектив, работающий с огнем (именно им доверили церемонию открытия Олимпийских игр в Турине в 2007 году). Это была воистину королевская точка! Такое зрелище раньше видели только избранные. В течение часа можно было наблюдать метаморфозы с огнем, игру с фейерверками, которые то били синхронно небольшими фонтанчиками, лишь слегка взрываясь, то вдруг взлетали, подобно косматым кометам, к луне, превращая небосвод в искрящийся ковер. Ночное небо розовело и светлело, гасло и вспыхивало, превращалось в черноту или алмазы, а пруд отражал танец огня.
В центре водоема театр установил площадку для художника, рисующего на электронном экране свои вдохновенные огненные инсталляции. И когда последовал финальный аккорд масштабного фейерверка, на экране публика увидела, как уже весь земной шар объят радостным светом всепланетного счастья.
Увы, это направление уличного театра, давшего столько разных ответвлений в современном европейском театре, почти не представлено у нас в России, а те, что все-таки возникли в последние десять-пятнадцать лет, востребованы в лучшем случае корпоративным досугом, который может себе позволить себе далеко не всякая фирма.
Уличное представление – дорогостоящая затея, которая в среднем обойдется не меньше чем в 50 000 долларов. Однако игра стоит свеч, и нам стоило бы уходить от надоевшей традиции массовых зрелищ, востребованных в России, как правило, пару раз в год -- в Новый год и в День города. Да, проводятся мероприятия, да, заняты стадионы, перекрыты улицы, но не ставятся спектакли под открытым небом. А если случаются, то для шоу редко задействуются профессиональные режиссеры, мастера, способные освоить среду, соотнести действие под открытым небом с городской архитектурой, усилить её красоту. Чаще даются просто концерты на открытой площадке, поскольку так проще.
А ведь мы стояли у истоков движения.
Еще тридцать лет назад, в 1989 году, легендарный Слава Полунин первым провел международный фестиваль уличных театров «Караван мира». Тогда «Лицедеи» вместе с театрами из Чехии, Польши, Франции, Голландии, Англии, Испании, Италии, Германии полгода колесили по миру, делая на своем пути остановки в разных городах Европы, и играя спектакли на улице и в шапито, в садах и парках. Часть этого грандиозного шоу проходила в России, где стартовал караван лицедеев.
В 2010 году, в сентябре-октябре Полунин снова собирает уличные театры, которые тогда в начале перестройки преодолевали не без труда границы. Еще стояла Берлинская стена, еще было трудно перейти из Восточного в Западный Берлин, еще мир был поделен, а уличные актеры уже начинали жить в свободном полете, как птицы что не знают границ.
Прошло тридцать лет, многие театры распались.
«Лицедеи» теперь играют в Петербурге без Полунина. Слава обосновался во Франции и колесит по всему миру с шоу клоунских снов. Иные режиссеры-основатели уличного театра Европы, как француз Николя Пескин, который был одним из моторов «Каравана», ушли из жизни.
Даже дольше всех державшийся голландский театр «Догтруп», поразивший дважды Москву в 1989 году на «Караване Мира» и в 2001 году на Театральной Олимпиаде чеховского фестиваля, увы, также распался.
Однако клич Полунина европейским товарищам по уличным зрелищам брошен, и все они – уличники — скоро вновь соберутся в Москве, чтобы вспомнить молодость, тряхнуть стариной и показать, на что способен уличный театр. Тридцать лет назад они смогли удивить и поразить .