МОСКВА, 30 июл - РИА Новости, Светлана Вовк. Обаятельный образ и мастерское владение всеми цирковыми жанрами сделали Олега Попова уникальным клоуном и мировой звездой манежа, сказал РИА Новости директор Большого московского цирка на проспекте Вернадского Леонид Костюк.
31 июля неповторимый "Солнечный клоун" Олег Попов отмечает 80-летний юбилей. Он по-прежнему выступает на манеже в Германии, где живет с 1991 года, и гастролирует по миру, всегда пользуясь неизменно громким успехом у юных и взрослых зрителей.
"Олег Попов начал выступать в 1950-е годы и появился на манеже в неожиданной для того времени маске, и этим уже завоевал симпатию зрителей", - рассказал в интервью РИА Новости Костюк, много раз работавший с юбиляром в одних программах в России и за рубежом.
По его словам, необычным для того времени оказалось то, что Попов стал выходить на манеж с минимумом грима, не совсем по-клоунски одетым - в аккуратном костюмчике, немного похожим на стилягу.
"Это был такой обыкновенный молодой симпатичный парнишка с гладко зачесанными светлыми волосами, чуть красноватым носиком. Вместо гротескного клоунского одеяния - кепочка в клетку, пиджачок вельветовый, брючки дудочкой черные в полосочку и стильные ботинки", - вспоминает Костюк.
Собеседник подчеркнул, что сразу, с первой же репризы проявилась и другая уникальность молодого артиста - его мастерское владение всеми жанрами клоунады.
"Замечательный артист Леонид Енгибаров был клоуном-мимом, его называли "Осенним клоуном", он тяготел к пантомиме и пародии. Юрий Никулин в своих репризах больше брал театральной драматургией, актерским мастерством. А у Попова в репризах было все", - отметил Костюк.
Он напомнил, что Олег Попов начал свою работу на манеже с номера "Эквилибрист на свободной проволоке".
"Это была комическая сценка и в то же время очень сильный по трюкам номер - очень редкое сочетание мощной трюковой основы с комедийной. Многие потом пытались подражать Попову, делать подобные репризы, но у них ничего не получалось", - уточнил собеседник.
Костюк рассказал и о других известных репризах Попова, которые, кстати, артист в основном сочинял и ставил сам.
Например, в жонглерской репризе клоун выходил на манеж в образе повара, жонглировал тремя картошками с двумя вилками - во время трюка на одну вилку попадала картошка, он подбрасывал еще одну - и сверху вторая втыкалась. "Очень смешной и безумно сложный по трюкам номер. У него там еще и кошка в котел запрыгивала", - отметил собеседник.
По его словам, Попов всегда нравился и детям, и взрослым, потому что он разноплановый артист, мастерски владеющий всеми жанрами клоунады. В творческом арсенале Попова - и пантомима, и пародия, и в то же время он великолепный, смешной клоун-буф.
Костюк рассказал, как в 1962 году вместе с Поповым работал в Финляндии. Он отметил, что финны вообще-то не очень воспринимают цирк - на представления ходят, но особенно не реагируют. Но когда выступал Попов, они скандировали, потому что он умудрился не только показать себя разноплановым клоуном, но и участвовал в номерах других артистов.
"Например, в номер акробатов-прыгунов Олег Попов выбегал в своем клоунском костюме и полноценно исполнял целую акробатическую комбинацию как заправский акробат. А в конце спектакля в номере джигитов выезжал на лошади и делал сложные трюки джигитовки, включая "обрыв", когда артист волочится по земле вслед за лошадью", - поделился собеседник.
Он также вспомнил грандиозный успех Попова в программе, посвященной 50-летнему юбилею советского цирка, которая шла в цирке на Цветном бульваре.
"В этой программе участвовали настоящие звезды - и Никулин с Шуйдиным, и Карандаш, и Олег Попов, но главным был все-таки Попов: он, можно сказать, вел весь спектакль", - отметил Костюк.
По его словам, при всей своей популярности и успешности, Олег Попов очень простой в общении человек, любящий пошутить и посмеяться в компании.
"Он ведь из рабочих - был слесарем в прошлом. И, между прочим, это ему и в цирковой профессии помогает - весь реквизит Попов всегда делает сам. Владеет и сваркой и слесарным мастерством, раньше всегда возил с собой целых два контейнера со всякими токарными, слесарными станками - в общем, целую мастерскую", - рассказал собеседник.
Костюк подчеркнул, что Олег Попов - единственный российский цирковой артист, который стал настоящий звездой манежа за рубежом.
"Он уже работал в Германии, когда получил почетного "Золотого клоуна" на фестивале в Монте-Карло - это цирковой "Оскар". Именно почетного, именного "Золотого клоуна" вручают очень редко, это было два-три раза в истории фестиваля - и только самым известным в мире артистам. Эти артисты не участвуют в конкурсе, потому что уже доказали, что они - лучшие", - добавил собеседник.
Олег Попов родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово Московской области (сейчас - Одинцовский район). Вскоре семья переехала в Москву.
В 1943 году в 13 лет он поступил учеником слесаря на полиграфический комбинат "Правда". А в следующем, 1944 году, занимаясь в кружке акробатики Дворца спорта "Крылья Советов", он познакомился со студентами циркового училища, побывал на их репетициях и в этом же году поступил в Государственное училище циркового искусства. Закончил он ГУЦИ в 1950 году по специальности "эксцентрик на проволоке".
Будущая звезда манежа начал свою карьеру эквилибристом, выступая с номером "Эксцентрик на свободной проволоке". В 1951 году дебютировал в качестве коверного клоуна в Саратовском цирке.
Среди самых знаменитых реприз Олега Попова - "Повар", "Свисток", "Луч". Он принимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы. Эти поездки принесли ему мировую славу.
Олег Попов - лауреат Международного фестиваля цирков в Варшаве, премии Оскара (Брюссель, 1958), в 1981 году завоевал Почетный приз "Золотой клоун" Международного циркового фестиваля в Монте-Карло и много других наград престижных цирковых фестивалей. В 1969 году, к 50-летию советского цирка Олег Константинович Попов был удостоен звания народного артиста СССР.
Артист принимал участие в популярной детской телепередаче "Будильник".
С 1991 года Олег Попов живет и работает в Германии. Немецкая публика называет его "Счастливым Гансом".