Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
75 лет назад в книгоиздании произошла революция - 30 июля 1935 года британский издатель Алан Лейн начал выпуск первых книг малого формата в мягком бумажном переплете. Карманные книги или «покетбуки», как их называют на английский манер, стоили не дороже пачки сигарет и предназначались для чтения в транспорте. Поначалу предполагалось, что дешевые книжки составят конкуренцию платным британским библиотекам, где жители Туманного Альбиона разживались чтивом для путешествий. Но новый формат оказался столь успешным, что вскоре львиная книжного рынка Европы оказалась занята этой продукцией.
Строго говоря, Алана Лейна нельзя считать ни изобретателем карманной книги, ни книги в мягкой обложке. И то, и другое было придумано до него. В какой-то мере вся история книгопечатания - это борьба за уменьшение формата книги и стремление сделать ее доступной массовому потребителю.
С изобретением печатного станка огромные фолианты сменились более компактными и дешевыми томами. Первые массовые печатные книги нередко выпускались в виде тетрадей, которые покупатель мог переплести по своему вкусу и средствам. Когда на рубеже XVIII-XIX веков европейская аристократия открыла в себе страсть к путешествиям, издатели освоили выпуск компактных книг, легко вмещавшихся в дорожные сумки. А по мере того, как Старый и Новый Свет все больше опутывала паутина железных дорог, всевозможные «железнодорожные библиотеки» и «библиотечки путешественника», состоящие из относительно небольших томиков, стали завсегдатаями книжных ларьков.
В начале 30-х годов прошлого века Алан Лейн переживал нелегкие времена: доставшаяся ему в наследство от дяди издательская компания приносила одни лишь убытки, а начавшаяся из-за неосторожной публикации судебная тяжба грозила полным банкротством. Казалось, спасти бизнес незадачливого издателя может только чудо. Спасением оказался удачный бизнес-проект. Как-то раз, прогуливаясь по станции в ожидании поезда, г-н Лейн подошел к книжной лавке - ее ассортимент состоял из довольно солидных томов в твердом переплете. А что, если начать выпускать небольшие, дешевые книги в мягком бумажном переплете для путешественников?- подумал будущий основатель одного из крупнейших издательств. Впрочем, почему лишь для путешественников? Вся мировая промышленность уже уверенно двигалась по пути создания товаров, ориентированных на массового потребителя, и подобное решение - работа на массового потребителя - в книгоиздании было почти очевидным.
Небольшие книги в мягком переплете уже были в ходу, но в подобном формате выпускались лишь очень дешевенькие книжки порой сомнительного содержания, которые не пристало брать в руки людям из общества. Представители уважаемых сословий предпочитали благородные томики в твердом переплете. Проект Алана Лейна, в соответствие с законом развития массового производства, должен был стереть или, как минимум, размыть социальные границы.
Идея завалить рынок недорогой массовой продукцией понравилась компаньонам Лейна. Под новый проект было учреждено новое издательство Penguin Books, - «Пингвин», - а штатный художник немедленно отправился в городской зоопарк делать зарисовки для будущего логотипа.
Еще одним революционным новшеством Penguin Books стала специальная маркировка книг по содержанию: детективы помечались одним цветом, женские романы - другим и т.д. Соответствующим образом маркировались даже книги для людей с различным уровнем образования - настоящее «масс-продакшн».
Первыми книгами, изданным в новом формате, были «Прощай, оружие» Хемингуэя и «Ариэль, или Жизнь Шелли» Моруа. Уже в 1936 году ассортимент «Пингвина» расширился до 75 изданий, которые разошлись общим тиражом более 1 млн экземпляров, а к концу второй мировой войны Penguin Books выпускал около 10 млн книг.
Коллеги по издательскому цеху быстро оценили достоинства нового формата, и вскоре у Алана Лейна появилось немало конкурентов. А к началу 1970-х рынок оказался буквально заполонен карманными книгами в мягких обложках. По законам рынка, сохранить конкурентоспособность можно было лишь за счет укрупнения, и в 1968 году Penguin Books сливается со своим конкурентом «Лонгман», превратившись в Penguin Group, а в 1970 году переходит под контроль издательства Pearson, которому принадлежит по сей день.
В известной советской песне говорится: «Есть у революции начало - нет у революции конца». Это касается и книг. Появление в Европе печатного пресса открыло книги для широкой публики, распространение в первой половине ХХ века карманных книг произвело революцию в книгоиздании и превратило книгу в массовый продукт. В начале нынешнего века мы становимся свидетелями очередной «книжной революции». Распространение электронных носителей стало причиной появления так называемых «цифровых книг», которые пока медленно, но довольно уверенно вытесняют с рынка традиционные бумажные книги. Человека, читающего КПК, смартфон или электронный «покетбук» (устройство для отображения текста в электронном виде), в крупных городах можно встретить не реже, чем человека с бумажной книгой. А многие водители-книголюбы признают, что из-за недостатка времени давно переключились на аудиокниги, мол, и время в пробке можно скоротать.
Примечательно, что электронные книги завоевывают рынок под теми же лозунгами, что некогда сопровождали триумфальное шествие бумажных покетбуков: сделать книгу компактнее, удобнее и доступнее массовому читателю, сэкономить его время. И, как в середине ХХ века при распространении карманных книг, некоторые сторонники традиционных «твердых» томов сокрушались, что «покетбуки» убивают душу книги, превращают ее в вульгарный, массовый продукт, так и сейчас поклонники бумажных изданий заламывают руки, сокрушаясь по шелесту страниц, запаху свежеотпечатанной книги, которые со временем могут навсегда исчезнуть. И так же, как некогда поклонники твердого переплета, сетуют на вульгарность и бездушность электронных книжек.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции