В конце июля в Государственном университете - Высшей школе экономики в Москве прошла X международная конференция Общества по коллективному выбору и нормативной экономике, в которой приняли участие более 200 исследователей из 30 стран мира. О значении теории коллективного выбора и нормативной экономики для развития общества в интервью РИА Новости рассказал председатель программного комитета конференции, заведующий кафедрой высшей математики факультета экономики ГУ-ВШЭ Фуад Алескеров:
- Фуад Тагиевич, теория коллективного выбора – это математика в чистом виде или все-таки синтез математики и психологии? Как это работает на практике?
- Согласитесь, что мы все время принимаем решения. Например, есть огромный класс экономических решений, которые принимаются повсеместно – весь круг финансовых вопросов, решения различных властных органов относительно распределения общественных благ и так далее. К сожалению, иногда качество подобных экономических решений оставляет желать лучшего. Для повышения эффективности принимаемых решений и существует специальная наука – теория коллективного выбора. Эту науку называют также экономикой коллективного выбора, экономикой благосостояния или нормативной экономикой – она изучает фундаментальные модели процесса принятия решений.
Да, вы отчасти правы – это, в первую очередь, математические модели. И все же теория коллективного выбора находится на стыке математики и социальных наук. В качестве примера могу привести распределение обязанностей в коллективе. Если сотрудник не хочет выполнять какие-то поручения, то начальник может «выкрутить руки» и заставить его – раза три он заставит, а на четвертый работник напишет заявление об уходе. Хорошие начальники понимают, что есть более эффективные способы мотивации, но, к сожалению, у нас о них мало кто знает.
Другой пример – принятие решений, связанных с изменением климата. Посмотрите, какой интересный вопрос встает перед нами: жить исходя из нынешних потребностей человечества, или вести такую политику, которая учитывала бы интересы будущих поколений? Мы могли бы сжечь всю нефть и оставить потомков без ресурсов – и пусть они сами разбираются с этой проблемой. Согласно другой логике, нам стоит учитывать интересы следующих поколений и вести себя более сдержанно. Здесь вовлечены коллективы с разными интересами и возникает огромное поле для использования теории общественного выбора.
- Почему было важно провести конференцию именно в Москве? Остались ли Вы довольны ее результатами?
- Такие конференции проводятся в мире раз в два года после того, как в 1992 году было создано Общество по коллективному выбору и нормативной экономике. Основа же этой современной науки заложена еще в трудах французского писателя и ученого-математика Жана Кондорсе в XVIII веке. Однако в России это направление научной мысли до сих пор неизвестно, и я хотел, чтобы конференция прошла в России с чисто просветительской точки зрения. Когда говорят «коллективный выбор», многие не вполне ясно понимают, что это такое. Между тем, конференция – это прекрасный способ распространения научных идей: услышанное в докладах перейдет в другие научные работы, где будет по-новому интерпретировано и осмыслено. Я счастлив, что конференция прошла в Москве – мы долго к этому шли.
На эти конференции приезжают хорошие математики, которые создают научную базу для дальнейших исследований, здесь не обсуждаются прикладные вопросы. Я очень доволен, что, несмотря на жару, посещаемость была очень высокой – видно, что научное сообщество заинтересовалось этой проблематикой. На московской конференции обозначились два основных круга вопросов, которые волнуют сейчас ученых: во-первых, это создание компьютерных моделей для обработки больших массивов данных и, во-вторых, теория принятия решений, связанных с глобальным изменением климата. Следующая конференция пройдет через два года в Дели.
Сегодня круг людей, занимающихся теорией коллективного выбора, в России чрезвычайно узок – их буквально можно пересчитать по пальцам. А ведь эти несколько человек разрабатывают огромный пласт науки, который фактически оказывается невостребованным. Мы рассчитываем, что конференция привлечет внимание к практической стороне нашей работы, что к нам будут приходить практики и ставить конкретные задачи, которые мы готовы решать.
- Насколько применима теория коллективного выбора в отечественной экономике?
- Российские государственные институты отличаются низкой эффективностью и остро нуждаются в модернизации – наши работы могут быть использованы в самых различных сферах. Например, «теорию торгов» можно применить при выработке условий трудового договора между работодателем и персоналом. На секции «Выбор и полезность» у нас рассматривались теории, которые также могут найти массу практических приложений, начиная с анализа потребительского поведения. На секции «Налогообложение и распределение общественных благ» были представлены исследования построения налоговой системы во временной перспективе, с учетом интересов нескольких поколений налогоплательщиков – это тоже может быть весьма полезно. Но пока о применении этих теоретических разработок на практике в России задумываются мало.