Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
В четверг 29 июля в Москве начался международный спортивный форум «Россия - спортивная держава». Основанная цель этого мероприятия обозначена как развитие идеалов олимпизма, содействие международному спортивному сотрудничеству, пропаганда здорового образа жизни и противодействие применению допинга в спорте.
В рамках форума пройдут красочные шоу, посвященные 30-летию московской Олимпиады-80. А в торжественных мероприятиях планируется участие первых лиц Российской Федерации. Должны приехать многие руководители международных спортивных федераций. По предварительным оценкам, форум соберет порядка 3 тысяч участников, из них 200-250 – из-за рубежа.
Спортивная «державность» государства доказывается и подчеркивается фактом проведения на его территории масштабных и престижных международных спортивных соревнований. Одно такое подтверждение у России уже имеется: Международный олимпийский комитет доверил нашей стране проведение Зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Но на этом российское спортивное, да и политическое руководство останавливаться не собирается.
В мае началась кампания за право проведения Россией чемпионата мира по футболу 2018 или 2022 года. Несмотря на то, что в данном случае, в отличие от Олимпиады, речь идет только об одном виде спорта, футбольный мундиаль (как часто называют этот турнир на испанский лад) – мероприятие гораздо более масштабное и затратное, чем зимние олимпийские игры.
Судите сами. Согласно существующим жестким правилам ФИФА, для проведения чемпионата мира по футболу любая страна обязана иметь 12 стадионов вместимостью не менее 40 тысяч зрителей. Предпочтительно – более, чем в двух разных городах. На сей счет никаких предписаний нет. Но очень трудно, даже невозможно представить себе шесть больших стадионов, расположенных в черте одного мегаполиса.
Помимо этого, у страны-хозяйки ЧМ должна быть арена, где будут проходить матч открытия и финал. И она уже обязана вмещать не менее 80 тысяч зрителей. Но не стадионами одними живет международный турнир. Требуются современные аэропорты, дороги и гостиницы.
Опять-таки, не только в одном-двух, а во многих городах. Причем всю необходимую инфраструктуру страна-организатор должна подготовить за год до начала мирового первенства.
Надо сказать, что сегодня в России требованиям ФИФА удовлетворяет только стадион «Лужники» в Москве, на котором, например, уже проводился финал Лиги чемпионов УЕФА. Остальные одиннадцать сооружений придется строить. Как и гостиницы с аэропортами, не говоря уже о дорогах. Тут уж ситуация совсем критическая.
Чемпионат мира поневоле заставит переломить эту печальную тенденцию. Как известно, особенность нашего менталитета такова: приступать к серьезным свершениям под влиянием обстоятельств непреодолимой силы. Именно таким обстоятельством станет удовлетворение российской заявки на чемпионат мира. Деваться будет некуда. Сложится чрезвычайная, экстремальная, пограничная ситуация, из которой возникнет только один выход: построить все объекты в необходимые сроки.
Между тем, у России есть реальные шансы на осуществление давней мечты. Наши конкуренты, подавшие параллельные заявки, – это Великобритания, США, Южная Корея, Испания и Португалия и Бельгия/Нидерланды. На полях всех этих стран, кроме двух последних, чемпионаты мира по футболу уже проводились. А Бельгия вместе с Нидерландами принимала чемпионат Европы 2000 года. С одной стороны, это их плюс и наш минус. Однако, с другой стороны, можно смело поменять знаки на противоположные.
Один из самых опытных российских спортивных чиновников Вячеслав Колосков недавно поделился своим мнением о стратегии международных футбольных организаций:
«Теоретически можно вообще все крупные турниры проводить в пяти государствах. Но ФИФА заинтересована в развитии всего мирового футбoла… В последнее время ФИФА, да и УЕФА тоже, склонны отдавать чемпионаты тем странам, которым есть куда стремиться. И не только в плане спортсооружений. .. Еще при Леннарте Юханссоне (прежнем президенте ФИФА - Н.Т.) России предоставили финалы Кубка УЕФА и Лиги чемпионов - посмотрели, как Восточная Европа справится. Теперь чемпионат Европы пройдет в Польше и на Украине. Пусть подготовка к нему шла с пробуксовкой, сейчас ни у кого, включая Мишеля Платини, претензий нет. Это все тоже политические решения».
Если следовать этой логике, то Россия вправе рассчитывать на подобное политическое решение. Оно стало бы естественным продолжением ранее принятых резолюций ФИФА, отдавшей ЧМ-2010 Южно-Африканской республике и подарившей мундиаль-2014 Бразилии, где, как это ни парадоксально, на сегодняшний день нет ни одного современного стадиона, подпадающего под строгие международные критерии. Но это вовсе не отпугнуло ФИФА.
Будем надеяться, что точно так же будет воспринята заявка Российской Федерации. Если это случится, то беспрецедентное строительство развернется в 14 городах – Санкт-Петербурге, Калининграде, Москве, Подольске, Нижнем Новгороде, Ярославле, Казани, Саранске, Самаре, Волгограде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Екатеринбурге. Из них впоследствии будут выбраны 12 городов для проведения матчей. Кроме того, в Питере будет возведена в ближайшее время суперарена, которая подойдет для полуфинала, а в Москве помимо «Лужников», должны построить еще три современных стадиона.
Можно, конечно, посчитать эти планы чрезмерно амбициозными. Но ведь и относительно зимней Олимпиады в Сочи было немало скептиков. А государство, лишенное амбиций, не стоит и называть державой. Пусть даже спортивной.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции