Рейтинг@Mail.ru
Туристическая ФЦП: разбег перед взлетом или топтание на месте? - РИА Новости, 29.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Коллаж самолет Туризм
Туризм

Туристическая ФЦП: разбег перед взлетом или топтание на месте?

Читать ria.ru в
Дзен
Общий объем финансирования федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)" должен составить 332 миллиарда рублей. Своим мнением о реальности изложенных планов с РИА Новости поделились глава РСТ Сергей Шпилько и президент ВАО "Интурист" Александр Арутюнов.

МОСКВА, 29 июл - РИА Новости. Кабинет министров Владимира Путина распоряжением №1230-р от 19 июля утвердил концепцию федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)". В соответствии с ней въездной поток в страну иностранных туристов за предстоящую пятилетку предполагается увеличить в семь раз, внутренние турпотоки - в 1,4 раза, объем платных услуг в этой сфере должен увеличиться в 4,4 раза, число гостиниц и аналогичных средств размещения предполагается увеличить в 3,9 раза, при этом занятость в туротрасли вырастет в 1,4 раза.

Общий объем финансирования ФЦП должен составить 332 миллиарда рублей, в том числе 96 миллиардов из средств федерального бюджета, 25 миллиардов - из региональных бюджетов и оставшиеся 211 миллиардов - из внебюджетных источников. То есть на один рубль выделяемых из федерального бюджета средств планируется привлечь порядка 2,2 рубля внебюджетных инвестиций.

Обратив запланированное в федеральной целевой программе в вопросительную форму, туристическая редакция РИА Новости за ответами обратилась к руководителю Российского союза туриндустрии Сергею Шпилько и президенту ВАО "Интурист" Александру Арутюнову.

Как вы оцениваете концепцию в целом и какие, на ваш взгляд, у нее недостатки?

С.Шпилько: Если бы концепцию не приняли, история с принятием самой ФЦП и ее финансированием могла быть отложена в долгий ящик. О недостатках и достоинствах заданных показателей можно судить, если точно понимать, как они рассчитывались. Делался ли, например, прогноз платежеспособного спроса на туристские услуги, прогнозировались ли цены на путевки, учитывалась ли растущая конкуренция российскому турпродукту со стороны зарубежных дестинаций?

Некоторые целевые показатели, например, по въездному туризму, выглядят несколько оптимистично. К тому же концепция разработана в пределах компетенции ее госзаказчика - Минспорттуризма. У ФЦП госаказчики Минспорттуризм, Минрегион и Ростуризм.

Отечественную туриндустрию душат транспортные тарифы, коммунальные платежи для средств размещения. В общем издержки неуклонно растут, а норма прибыли столь же неуклонно снижается. За исключением, может быть, отдельных секторов, например, лучших гостиниц бизнес-класса. Но большинство наиболее острых проблем туризма находятся в ведении "нетуристских" министерств и ведомств, того же Минтранса, например, или Минздравсоцразвития, если говорить о санаторно-курортном комплексе, МИДа и правоохранительных органов, если речь идет о турформальностях. Без более действенной поддержки с их стороны вытянуть туристский рынок сложно, если вообще реально. Даже если туристская вертикаль власти со своими задачами справится.

Насколько, на взгляд президента ВАО "Интурист", реально выполнение задач, поставленных концепцией?

А.Арутюнов: Безусловно, утверждение концепции федеральной целевой программы призвано улучшить положение дел в сфере туризма в России. Однако мы считаем, что показатели по въездному туризму несколько завышены, в отличие от показателей по внутреннему туризму, которые вполне можно скорректировать в сторону увеличения. С нашей точки зрения, при грамотном перераспределении спроса с выездного на внутренний туризм внутренние турпотоки могут вырасти в 3-4 раза. Надо создать все условия для того, чтобы россияне могли отдыхать в России.

Можно ли достичь вышеуказанных показателей, притом что объем средств, выделяемых на рекламу туристических возможностей России, по сравнению с предыдущими годами снизился?

С.Шпилько: С этим все просто. На мировом рынке стране, которая не желает тратить достаточные средства на некоммерческую рекламу своих туристских возможностей, делать просто нечего. Сегодня это важнейший фактор конкурентоспособности любой туристской дестинации. У России до 1999 года существовала сеть национальных представительств по туризму в полутора десятках стран. Ликвидировали, отчитались об экономии мизерных бюджетных расходов на их содержание. А за прошедшее время только в Москве открылись национальные офисы по туризму без малого четырех десятков стран. Бюджеты рекламной деятельности в России некоторых из них больше средств, выделяемых из федерального бюджета на продвижение российского турпродукта не на рынке конкретной страны, а вообще за рубежом. Теперь власти говорят, что надо создавать сеть зарубежных представительств по туризму. Картина понятная? Но это вопрос не столько к Минспорттуризму или Ростуризму - они-то понимают правила игры на мировом туристском рынке, а к Минфину и самому правительству. Если наличие таких представительств доказано мировой практикой, то чего тянуть с решением вопроса? Так же и с финансированием расходов на рекламу туристских возможностей страны в целом.

А.Арутюнов: Во всем мире активный маркетинг туристических возможностей и направлений является неотъемлемым условием для того, чтобы получить максимальную отдачу и заработать на туризме. Даже во время кризиса маркетинговая активность не только не прекратилась, а, наоборот, усилилась. Россия значительно отстает от других стран с точки зрения инвестиций в туристический маркетинг, и необходимо затратить десятки миллионов долларов для того, чтобы создать благоприятный туристический имидж страны. По эффективности маркетинга в туризме Россия, по данным World Economic Forum, занимает 122 место в мире из 133. Мировая практика позволяет сделать вывод о величине средних затрат на маркетинг - около двух евро на туриста. При этом каждый турист оставляет в среднем не менее 300-400 долларов за визит. Вот и считайте окупаемость.

Каким образом будет обеспечен рост занятости в сфере туризма в ближайшем будущем, если в настоящее время вузы туристической сферы полностью укомплектованы, а колледжей, готовящих "синие воротнички" - горничных, барменов и т.д., - не хватает?

С.Шпилько: Нельзя сказать, что вузы сейчас ломятся от набора на туристские специальности, как и на другие. Но дело не столько в этом, сколько в том, что, действительно, надо, наконец, решать вопрос с подготовкой линейного персонала для индустрии гостеприимства и повышением эффективности системы переподготовки кадров. Строить учебные гостиницы, в том числе в рамках той же ФЦП, и приближать учебные программы к запросам работодателей.

А.Арутюнов: Если мы говорим об индустрии гостеприимства в России, то, с одной стороны, существующих вузов вполне достаточно. С другой стороны, от общего числа занятых в отрасли с профессиональным высшим образованием требуется только около 40% персонала. Поэтому, с нашей точки зрения, Россия готова к активному развитию туризма.

Что может помешать выполнению перечисленных в программе задач?

С.Шпилько: Недостаточно благоприятный инвестиционный климат, высокие тарифы естественных монополистов и стремление органов власти разных отраслей делить доходы от туризма как шкуру неубитого медведя. Кстати, в самой концепции о том, что может помешать ее реализации, неплохо сказано.

А каким образом можно добиться привлечения внебюджетных средств в турсферу, если сроки окупаемости в туризме значительно больше, чем, например, в жилищном строительстве?

С.Шпилько: Надеюсь, вас строители жилья в их нынешнем положении не слышат. А сроки окупаемости капвложений в гостиничное строительство должны быть меньше не по сравнению с жилищным или офисным, а по сравнению с инвестициями в зарубежную рекреационную недвижимость. Тогда миллиарды долларов российских резидентов не будут тратиться на ее приобретение за рубежом напрямую или через офшоры. То есть нужно снижение стоимости строительных работ, таможенных пошлин на импорт необходимого для гостиниц оборудования, сокращать бюрократическую волокиту согласований. И нужно более эффективное налоговое стимулирование инвесторов. А то уже в 21-й европейской стране НДС для гостиниц снизили до уровня 5-7%, а у нас об этом страшно подумать. Ну и, конечно, многое будет зависеть от того, что за объекты подпадут под финансирование в рамках ФЦП, насколько с маркетинговой точки зрения их инвестирование будет обосновано, какое будет иметь административное сопровождение. Опыт создания особых туристско-рекреационных зон показывает, что где-то, например в Алтайском крае или Бурятии, это получается, а в зонах, расположенных в других регионах, - пока не очень.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала