Рейтинг@Mail.ru
Фантом оперы вернулся и победил - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Фантом оперы вернулся и победил

© РИА Новости / Руслан Кривобок | Перейти в медиабанк«Любовь не умирает никогда» - последняя опера Эндрю Ллойда Уэббера – вышла на первое место по продажам в ключевых музыкальных магазинах в Китае
«Любовь не умирает никогда» - последняя опера Эндрю Ллойда Уэббера – вышла на первое место по продажам в ключевых музыкальных магазинах в Китае
Читать ria.ru в
Дзен
«Любовь не умирает никогда» - последняя опера Эндрю Ллойда Вебера – вышла на первое место по продажам в ключевых музыкальных магазинах в Китае. Если покорен Китай – значит, покорен мир. А то, что мюзикл с марта успешно идет в «Адельфи» в Лондоне, – это уже само собой разумеется.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Что сегодня есть окончательное доказательство того, что произведение искусства завоевало всемирную славу? А вот что. «Любовь не умирает никогда» — последняя опера Эндрю Ллойда Уэббера – вышла на первое место по продажам в ключевых музыкальных магазинах в Китае. Диск там выпущен в местной версии, где добавлена ключевая ария, на китайском, в исполнении знаменитой сопрано Чжан Липин.

Если покорен Китай – значит, покорен мир. А то, что мюзикл (или все-таки опера?) с марта успешно идет в «Адельфи» в Лондоне и т.д., – это уже как бы само собой разумеется.

История с этим произведением – на английском, в оригинале, называется Love Never Dies – интересна минимум по трем причинам. Первая – что это поразительный случай победы в тяжелейшей ситуации, очень хорошо знакомой каждому художнику (поэту, музыканту, актеру и так далее). Это когда надо победить самого себя.

Что тебе делать, если ты – самый знаменитый музыкант Англии, заодно – барон Сидмонтонский, увешан всеми возможными музыкальными призами, прославлен с 1971 года (рок-опера «Иисус Христос суперзвезда»), сто первый человек в стране по богатству (750 миллионов фунтов)? И даже если забыть о деньгах и титулах, допустим, ты просто музыкант – и уже написал и «Кошек», и «Эвиту», и «Фантома оперы» — и выше уже некуда. А вдобавок страшно, когда скажут: великий Ллойд Уэббер катится по наклонной. А выше – да куда уж выше? Возможно ли такое? Не лучше ли прошептать себе «у тебя все было» и сказать работе – а раз так, и жизни — «прощай навсегда»?

Композитор не испугался и сделал самое невероятное и самое опасное в такой ситуации. Он написал продолжение «Фантома оперы» — вот это самое «Любовь не умирает никогда». Это те же Кристин, Рауль и Фантом десять лет спустя, но не во Франции, а в Америке, на Кони-айленде, в страшненьком, макабрическом, готичном парке аттракционов, где не разберешь – дешевая это кукла, живой уродец или настоящий фантом.

Продолжения писать страшно, потому что публике всегда будет казаться, что это уже слабее. Даже если оно сильнее. Но, как пишет сам автор, написанный 23 года назад «Фантом оперы» его не отпускал (во что легко поверить). Продолжение было задумано сразу, а страх… не прошло и 23 лет, как автор решился.

И победил. Новый «Фантом», возможно, лучше первого. Вот только он совсем, принципиально другой. Странно, но тогда, в 1988 году, это была… пожалуй, все-таки рок-опера – и, кстати, именно в конце 80-х были сделаны настоящие шедевры рок-музыки (оказавшиеся почти незамеченными, потому что настоящий рок к тому времени умер, и только его великаны были живы). Но тут оказалась такая рок-опера, которая – с ее несдерживаемым восторгом перед оперными страстями и алым бархатом лож – создала нынешний невиданный оперный бум не в меньшей степени, чем стадионные концерты Паваротти.

А сейчас перед нами все-таки скорее опера, чем рок. Пусть в нее и врываются неожиданно электрогитары и все прочее.
Здесь есть один секрет мастера: между 1988 и нынешним годом был еще один мюзикл Ллойда Уэббера – «Аспекты любви». Вот это все и решило.

«Аспекты» были встречены с недоумением в США и провалились (в денежном смысле) в Англии: чуть не единственный случай за всю блистательную карьеру композитора. И это верный признак, что вещь исключительная. Возможно, лучшая из всех, что он написал. Неудержимый, щедрый фейерверк лирических мелодий, изысканное пиршество чувств – и без малейшей электроники, в чистом виде классический оркестр. В общем, шедевр.

Вот так сделан и второй «Фантом». Иногда даже кажется, что после «Аспектов» Ллойд Уэббер научился писать, как Чайковский: рыдающий, на разрыв смычка, звук виолончелей, роскошно-мрачные аккорды меди. Кстати, композитора часто обвиняли в плагиате – а дело, скорее всего, в том, что перед нами искренний и увлеченный имитатор стилей, смешивающий их в самых немыслимых сочетаниях. Просто он живет в музыке, чужой и своей, и в какой-то момент перестает их различать.

А вот теперь еще одна причина, по которой эта победа над самим собой интересна. Называется эта причина – возраст.
Ллойду Уэбберу 62 года. «Фантом оперы» он написал в сорок лет. «Аспекты любви» — в сорок один. В разном возрасте работают по-разному. Такого фонтана, как 20 с лишним лет назад, композитор выдать не может. Зато в те годы ему бы и не приснилась та классная, уверенная работа с теми мелодиями, которые есть. Рука мастера – это не подделаешь. Можно даже сказать, что «Любовь не умирает никогда» — это опера, сделанная из одного гениального дуэта, и еще пары отличных номеров. Зато уж с ними человек поработал так, что никому не под силу.

Неожиданный всплеск гениальности при седой голове – не отклонение, а закономерность. И не только у людей искусства. Александр Суворов начал свою настоящую, великую военную биографию – по случайности и везению – тогда, когда других в его возрасте уже увольняли с почетом в отставку. Вольтер написал свои лучшие вещи после семидесяти. Микельанджело и Леонардо были гениями и в среднем возрасте, но создавали шедевры в 70 лет и старше.

И все же то, что происходит в наши дни вокруг возраста людей искусства, наводит на размышления. Ну, пусть только речь о музыке. Совсем, вроде бы, недавно были 60-е – век великих подростков, казалось, что среди них и тридцатилетним было неуютно. И вдруг сейчас – посмотрите, как Адриано Челентано выдал целую серию удивительных дисков, как раз к 70-летию. Или как поет и сочиняет Леонард Коэн, у которого и голоса-то давно нет. А великий японец Китаро, с его только что появившимся диском «Впечатления от Восточного Озера»? Есть над чем задуматься.

Возвращаясь к Ллойду Уэбберу, вообще-то вместо второго издания «Фантома» он хотел сделать оперу «Мастер и Маргарита». Но, как видите… Мистика.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала