ГОРКИ, 28 июл - РИА Новости. Число арестов подозреваемых в совершении преступлений за первые шесть месяцев текущего года уменьшилось на 20%, сообщил министр юстиции Александр Коновалов в среду на встрече с президентом РФ.
Он подчеркнул, что это сокращение связано с теми законодательными изменениями, которые вносились в отношении людей, совершивших экономические преступления. При этом министр также отметил, что "изменилась структура преступлений, по которым ставится вопрос перед судом об аресте преступников до суда - это по-прежнему около 40% дел по преступлениям не тяжким и не особо тяжким". "Это по-прежнему остается проблемой", - добавил Коновалов.
Весной этого года были внесены законодательные изменения, предусматривающие, в частности, замену заключения под стражу для обвиняемых в экономических преступлениях на залог. Затем были разработаны новые поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, направленные на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства в сфере экономических преступлений.
Министр также отметил, что "изменилась структура преступлений, по которым ставится вопрос перед судом об аресте преступников до суда - это по-прежнему около 40% дел по преступлениям не тяжким и не особо тяжким". "Это по-прежнему остается проблемой", - добавил Коновалов.
Он сообщил, что разработана и проходит последний этап согласований концепция многолетнего развития пенитенциарной системы. "Она предполагает переход на новые виды наказаний, в том числе так называемых альтернативных, не связанных с изоляцией от общества, а также раздельное содержание особо опасного спецконтингента в тюрьмах от людей, которые совершили менее опасные злодеяния", - сказал Коновалов.
По его словам, такое разделение уже началось. "Такая работа была проведена в течение прошедшего года, и сейчас практически в 80% мест лишения свободы такая работа завершена", - сообщил министр.
При этом Коновалов признал, что нередко заключенные умирают в следственных изоляторах: за 2008 год умерло 277 человек, за 2009 - 233.
"Но известность получают только самые резонансные", - заметил Медведев.
"Это правда", - сказал Коновалов, напомнив о деле адвоката Сергея Магнитского.
Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов с организации, скончался в следственном изоляторе 16 ноября 2009 года. По предварительным данным Генпрокуратуры, смерть юриста, которому было 37 лет, наступила от сердечно-сосудистой недостаточности. Его адвокат Дмитрий Харитонов говорит, что Магнитский и он сам неоднократно просили провести обвиняемому медобследование, чтобы установить, может ли юрист находиться в условиях следственного изолятора по состоянию здоровья.
Коновалов подчеркнул, что в последнее время ситуация в системе исполнения наказаний стала меняться.
"Еще нужно будет предпринять много усилий для того, чтобы наша система исполнения наказаний стала современной, эффективной, мотивирующей, к тому, чтобы не совершать преступлений, карающей, естественно, но в то же время основанной на современных принципах, на конституции", - сказал Медведев.
"Что касается создания стимулов для следствия не обращаться всякий раз за санкцией об аресте, когда это не требуется, здесь нужно будет подумать, как это сделать", - отметил президент.
"Мы приняли решения по экономическим преступлениям, но есть масса других, нетяжких преступлений, где точно никакого резона отправлять человека за решетку нет. Об этом тоже нужно думать", - сказал Медведев, добавив, что, "по всей вероятности, это должны быть новые подходы к уголовно-процессуальному законодательству".
"Я думаю, что если бы министерство юстиции этим вопросом занялось, то был бы толк", - заявил глава государства.
Коновалов, в свою очередь, напомнил о такой форме как залог, которая широко используется за рубежом. Однако в России, по его словам, она практикуется не так активно. "Но мы сейчас разрешаем обращаться с ходатайством о внесении залога любому лицу, не обязательно родственнику или адвокату", - напомнил министр.
Кроме того, он напомнил, что сегодня министерство "вышло на понимание того, как организовывать медицинские сервисы в пенитенциарной системе". "Основной тренд - это, видимо, переход на систему финансирования через ФОМС в тех случаях, когда это возможно, с сохранением, пока на переходном этапе, тюремной медицины в отдаленных территориях, особо тяжелых учреждениях, куда проблематично ожидать прихода гражданских медиков", - сказал Коновалов.
Говоря об избрании меры пресечения, он напомнил, что министерство предлагает расширить полномочия прокурора в этой стадии уголовного процесса. "И по-прежнему предлагаю принципиально изменить подход к возможности выбора меры пресечения в виде ареста - в частности, сократить эти возможности только до дел тяжких и особо тяжких преступлений с исключениями до неких особых случаев, когда личность преступника одиозна", - напомнил Коновалов.