Рейтинг@Mail.ru
У всех на глазах известный аукционный дом теряет известного покупателя - РИА Новости, 26.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

У всех на глазах известный аукционный дом теряет известного покупателя

© РИА НовостиГригорий Заславский
Григорий Заславский
Читать ria.ru в
Дзен
У капитализма тоже есть недостатки. О главных успел написать и предупредить Карл Маркс, но вот история, тянущаяся уже несколько лет, но ставшая достоянием публики недавно - история противостояния аукционного дома Christie's и российского коллекционера Виктора Вексельберга, которая свидетельствует, что и «у них», где правит капитал, тоже, бывает, идут на принцип.

У капитализма тоже есть недостатки. О главных успел написать и предупредить Карл Маркс, но вот история, тянущаяся уже несколько лет, но ставшая достоянием публики недавно - история противостояния аукционного дома Christie's и российского коллекционера Виктора Вексельберга, которая свидетельствует, что и «у них», где правит капитал, тоже, бывает, идут на принцип.

Я не специалист в антикварном рынке, у меня есть хорошие знакомые, которые разбираются в деликатных тонкостях этого рынка, который, как берег, виден лишь краешком, тонкой линией - основная жизнь, порой бурная, скрыта от всеобщего обозрения.

Я в данном случае - зритель, которому интересно следить за захватывающим сюжетом. И мне, как и другим, интересно «чем кончится».

Говорят, коллекционеру так понравилась выставленная на продажу пять лет назад работа, что он пренебрег всеми мерами безопасности. Вопрос цены - да, он решается в ходе торгов, однако это никак не означает, что покупатель берет кота в мешке, обычно интересующиеся успевают навести справки о предполагаемом приобретении. С другой стороны, опубликованные репродукции, несмотря даже на неважное газетное качество, приковывают к себе взгляд: такой одалиской можно было увлечься. Красивая женщина, вне зависимости от того, Кустодиев ее написал или нет. Вот и коллекционер (я его понимаю) увидел и - как в омут... С формальной точки зрения, порукой было то, что этот «Кустодиев» уже фигурировал на торгах Christie’s. Среди словарей наткнулся: провинившуюся одалиску душили шелковым шнуром, и это считалось легкой казнью. Но, как заметил не так давно Путин, это не наши методы.

Когда появилась такая возможность, я спросил про «Одалиску» у Алексея Владимирова, директора Всероссийского научно-реставрационного центра имени И.Грабаря. Они ведь тоже давали экспертизу и тоже, как и Русский музей, как и Третьяковка, - однозначно отвергли авторство Кустодиева. Его ответ, признаюсь, меня обескуражил: есть наша экспертиза, могут появиться и другие, - кстати, многие полагают, что химический анализ, который проводится сейчас по заказу Christie’s, будет интерпретирован как свидетельство в пользу подлинника, - так вот, «пусть расцветают все цветы», заметил Алексей Владимиров, по мысли которого теперь дело Вексельберга - выбирать, подлинник или подделку он приобрел на аукционе пятилетней давности.

Эксперты пребывают в недоумении: как вообще эта история вылезла на поверхность, зачем это Christie’s? Нельзя сказать, что на каждом шагу, то есть после каждого аукциона, подобное случается, но случается, и все заинтересованы эти споры разрешить без посторонних глаз, в этом смысле антикварный рынок можно сравнить даже с деятельностью разведок: очень часто даже обмен шпионами, не говоря уже о высылке тех, кого объявляют персоной нон грата, проходит «без объявления войны». Но не всегда, мы знаем.

Мне в этой истории непонятен вот еще какой момент.

Возьмем результаты «русских торгов» Christie’s последнего времени. Апрель 2007 года. Русские торги Christie’s в Нью-Йорке $19,2 миллиона, представитель торгового дома Кейт Сван назвала это «очень удачной акцией. Топ-лотом, безусловно, было полотно Верещагина, которое приобрел российский частный коллекционер», - сказала Сван, отказавшись назвать имя покупателя. Картина русского художника Василия Верещагина «Стена Соломона» была приобретена за $3 миллиона 624 тысячи. Это был хороший, сытный год.

В марте нынешнего года даже анонсы русских торгов звучали с несколько иным настроением: «Русские торги Christie’s в Нью-Йорке заманивают покупателей на Фаберже».

В ходе нью-йоркских русских торгов Christie's 23 апреля выручили около 4,9 миллиона долларов. Но... Самые дорогие лоты так и не нашли своего покупателя. В частности, никто не купил фарфоровую вазу времен правления Николая I с портретами королей Пруссии Фридриха Вильгельма III и Фридриха Вильгельма IV, оцененную в 700-900 тысяч долларов США. Не нашлось покупателей и на украшенное эмалью серебряное блюдо, преподнесенное императору Александру III смоленскими дворянами в 1883 году. Его предполагалось продать за 400-600 тысяч долларов. Картина Маковского «После прогулки», оцененная в 400-600 тысяч долларов, также не продалась.

Дальше? Июнь 2010 года. Летние русские торги Christie's. Русская коллекция принесла в общей сложности 11,9 миллиона фунтов стерлингов. Самой дорогой работой секции стала редкая для рынка картина «Вася» Кузьмы Петрова-Водкина. Превысив оценку в 250-350 тысяч фунтов более, чем в пять раз, работа была продана за 1,8 миллиона фунтов стерлингов. Картина, не появлявшаяся на рынке с 1932 года, установила новый ценовой рекорд для работ Петрова-Водкина.

Вторым по цене лотом стала работа кисти Константина Коровина «Натюрморт с розами и яблоками», которая была продана за 937 тысяч фунтов, пейзаж Михаила Клодта «Скотный двор на берегу реки», оцененный почти в миллион фунтов стерлингов, был продан за 769,2 тысячи фунтов. «Русский мужчина» из серии «Лики России» Бориса Григорьева (оценка 400-600 тысяч фунтов) ушел с молотка за 657,2 тысячи фунтов.

К чему эти долгие и многим известные «цифры и факты»?

Фонд «Аврора», покупатель злосчастной «Одалиски» (напомним, она обошлась без малого в три миллиона долларов), всего накупил (накопил!) искусства на 110 миллионов долларов. Еще один известный, специально созданный Вексельбергом некоммерческий фонд, «Связь времен». Самое известное его приобретение - коллекция из 180 ювелирных изделий работы Карла Фаберже, в том числе девять императорских пасхальных яиц. Стоимость ее - свыше 100 миллионов долларов.

По нынешним временам это двадцать, а то и больше успешных русских торгов Christie’s. Почему аукционный дом решил пожертвовать своим во всех отношениях добрым покупателем - вот это, пожалуй, самый главный вопрос.

Кто бы ответил.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала