МОСКВА, 26 июл - РИА Новости. Премьер-министр РФ Владимир Путин утвердил технический регламент о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта, соответствующее постановление опубликовано в понедельник на сайте правительства.
Поручение утвердить техрегламент содержалось в указе президента РФ Дмитрия Медведева о мерах по организации высокоскоростного железнодорожного движения, подписанном в середине марта 2010 года. В апреле Минтранс внес проект документа в правительство.
Технический регламент о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта является одним из необходимых документов для начала проектирования и строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ) в России. Документ вступает в силу через три года со дня официального опубликования настоящего постановления. Единственным исполнителем по осуществлению функций заказчика при проектировании инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта определено ОАО "Российские железные дороги".
Объектом техрегулирования постановления является высокоскоростной железнодорожный транспорт, который включает: подвижной состав и его составные части, выпускаемые для использования в РФ на железнодорожных путях общего пользования с шириной колеи 1520 мм со скоростью движения более 200 км/ч; подсистемы инфраструктуры (железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь, станционные здания, сооружения и устройства); составные части подсистем инфраструктуры; элементы составных частей подсистем.
Согласно документу, при проектировании и строительстве железнодорожных путей не допускается их пересечение с автодорогами и линиями городского пассажирского транспорта на одном уровне. Места перехода людей, прогона скота и пути миграции диких животных через железнодорожные пути проектируются и оборудуются на разных уровнях. Сооружения и устройства, расположенные в непосредственной близости вдоль железнодорожного пути (шумозащитные стенки и др.), должны иметь места для укрытия обслуживающего персонала во время прохода высокоскоростного железнодорожного подвижного состава.
Железнодорожный путь должен ограждаться на всем протяжении для недопущения несанкционированного проникновения на него посторонних людей и животных. Ограждение железнодорожного пути должно оборудоваться техническими средствами для выявления попыток несанкционированного проникновения.
Для защиты людей от аэродинамического воздействия движущегося высокоскоростного поезда пассажирские платформы не должны размещаться непосредственно вдоль главных железнодорожных путей.
При этом на участках сильных боковых ветров, которые могут привести к опрокидыванию и сходу с рельсов высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, должны предусматриваться мероприятия по ограничению воздействия таких ветров на высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, движущийся с установленной максимальной скоростью.
Как говорится в документе, при проектировании и строительстве объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта должны предусматриваться мероприятия по сохранению путей миграции диких животных и мест их постоянного обитания, в том числе в период размножения и зимовки.
Разработчик высокоскоростного поезда должен предусмотреть аварийные крэш-системы для защиты обслуживающего персонала и пассажиров в случае столкновения или схода подвижного состава. Системы управления, контроля и безопасности должны обеспечивать его работоспособное состояние во всех предусмотренных режимах работы и при всех внешних воздействиях, предусмотренных в руководстве по эксплуатации.
Системы управления и контроля высокоскоростного поезда должны исключать создание опасных ситуаций при возможных логических ошибках и из-за нарушения обслуживающим персоналом правильности действий. Сбой системы управления при исправной работе бортовых устройств безопасности не должен приводить к остановке высокоскоростного железнодорожного подвижного.
Согласно документу, высокоскоростной железнодорожный подвижной состав должен оснащаться аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Поезда должны иметь звуковые сигнальные устройства большой громкости (тифоны) и малой громкости (свистки).
Строительство высокоскоростных магистралей пока только планируется. Пилотным проектом по строительству ВСМ, как ранее сообщалось, станет магистраль Санкт-Петербург - Москва. Ее стоимость оценивается в один триллион рублей. Согласно презентации проекта, представленной весной текущего года, на высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург предполагается курсирование 42 пар поездов в сутки, которые смогут преодолевать расстояние за 2 часа 30 минут, развивая максимальную скорость до 400 километров в час. Прогнозируемый объем перевозок составит более 14 миллионов человек в год. ВСМ Москва - Санкт-Петербург может пройти через Тверь и Великий Новгород. Тендер на ее строительство планируется объявить в 2011 году.