В новом выпуске программы "Дым Отечества" Сэм Грин, политолог, заместитель директора Московского центра Карнеги и Константин Затулин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественникам беседуют с ведущими об Украине "от Мазепы до Януковича".
В.ДЫМАРСКИЙ: Интересно, что будут говорить о Ющенко и Януковиче лет через четыреста? То же самое, что и о Мазепе – "противоречивые фигуры", в России свой взгляд, а на Украине свой?
К.ЗАТУЛИН: Есть же объективные результаты.
В.РЫЖКОВ: Ваш комментарий?
К.ЗАТУЛИН: Во-первых, автор исходит из современной интерпретации, которая в ходу у некоторых историков на Украине и некоторых в России. В данном случае хочу обратить внимание на то, что он ссылается на Татьяну Яковлеву – она опубликовала в серии "Жизнь замечательных людей" книгу о Мазепе. Сам факт публикации этой книги вызвал большое возмущение. Автор комментария говорит о большинстве на Украине, которое, по его словам, считает Мазепу героем. Никто таких данных никогда не сообщал. Если бы это было так, я уверен, давно бы Виктор Андреевич, а может, и Юлия Владимировна, а может, еще кто-то, сообщили бы об этом. На самом деле, большинство далеко от исторических дискуссий, хотя периодически вопрос этот возникает.
Но, прежде всего, в чем ошибка, как мне кажется? В том, что воспринимают Украину как независимое государство в конце XVII века, начале XVIII, а она таковой не была. Она не была таковой вообще, и, в частности, в конце XVII века. Договор, который был подписан, или, точнее говоря, клятва, которая была дана в 1654 году, не предусматривала никакого волеизъявления, права выхода, как Договор об образовании Советского Союза. Была клятва на верность восточному христианству.
Я не исключаю, что у отдельных участников Переяславской Рады создалось такое впечатление: не понравится - уйдем к другому. Но это были глубоко личные переживания, а публично, политически, как угодно Украина вошла в состав России, и дальше я оставляю на рассмотрение всех присутствующих: если какая-то часть государства, или кто-то из крупных сановников государства задумал перейти на сторону врага в ходе войны – как его при этом понимать? Можно сказать, что так положено было в XVII веке, и ничего страшного не было. Были примеры и в XVII, и в XVIII, и в XIX веках: таких людей называли предателями и изменниками, и никто не видел здесь никакого извинения в этом.
Мазепа, очевидно, хотел для себя лучшей доли – но именно для себя. Он ведь, например, торговался с Карлом XII о цене за свой переход на его сторону, и ему была обещана Витебская область – это исторический факт, - которая никогда в Украину не входила, она была на территории нынешней Белоруссии. Он был типичный феодальный или полуфеодальный магнат, который искал округления своих владений. Поэтому не будем присваивать ему звание первого европейца, как это попытался сделать Ильенко в тоже достаточно скандальном фильме о Мазепе.
В.ДЫМАРСКИЙ: Спасибо за комментарий. Просто несколько уточнений - хочу защитить коллегу Петра Романова – он не сказал, что большинство украинцев считает Мазепу героем...
Полный текст и аудиоверсия передачи находятся на сайте радио "Эхо Москвы" >>