В то время как в образовательном сообществе периодически обсуждается возможность перехода на 12-летнее обучение, некоторые школьники решают окончить школу экстерном на один год раньше. Почему и как это происходит, в интервью РИА Новости рассказывает исполнительный директор Центра интенсивных технологий обучения Наталья Радинская.
- Наталья Анатольевна, раньше экстерном школу оканчивали те, кто не мог ее посещать – спортсмены, артисты, музыканты. А сегодня кто и почему выбирает экстернат? И насколько популярна эта форма обучения?
- Интерес к экстернату постоянно растет. Мы наблюдаем это по количеству звонков с вопросами от заинтересованных родителей.
Причины у всех разные. Одна из главных – возможность самостоятельно перераспределить учебную нагрузку и подготовиться к ЕГЭ. Среди экстернов много целеустремленных, самостоятельных и мотивированных ребят. Они знают, в какой вуз будут поступать, и занимаются с репетиторами и на курсах. Некоторые даже специально для такой подготовки освобождают себе год.
Есть те, конечно, кто сдает экзамены экстерном по причине неполадок в здоровье – им проще учиться дома.
Некоторые ребята учатся за границей и обращаются к экстернату, чтобы совместить российское образование и зарубежное.
Есть среди экстернов и взрослые – те, кто по каким-то причинам не окончил средней школы, освоил в свое время рабочую специальность и сейчас восполняет пробелы в образовании.
Экстернат – это спасение и для тех, кто не вписывается в обычную систему обучения, у кого возникают конфликты с учителями и сверстниками. Это также выход для учеников малокомплектных школ, не имеющих возможности ездить в другой населенный пункт на учебу.
- В экстернате школьник должен полностью самостоятельно готовиться к экзаменам, или он может рассчитывать на помощь учителей?
- Экстернат предполагает самостоятельное освоение программы. Общение с учителями сведено к минимуму: школьник имеет право на консультации преподавателей перед каждым экзаменом, может брать учебную литературу в библиотеке и посещать лабораторные занятия в школе, которую оканчивает экстерном.
Но многим сложно подготовиться к экзаменам самостоятельно, и тогда выбирают так называемый интенсив. Это дополнительное образование, которое могут давать как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения.
Часто интенсив предусматривает ускоренное освоение школьной программы, когда материал 10-го и 11-го классов проходится за один год. Где-то ребятам начитывают лекции, как в вузе, и они осваивают предметы блоками (сначала, к примеру, географию, потом биологию), где-то занятия проходят в форме привычных уроков – как правило, три раза в неделю по нескольку часов. Такое обучение, в отличие от экстерната, платное – год может стоить от 25 тысяч рублей.
- А если у кого-то нет возможности посещать занятия – как у тех ребят, кто обучается за границей?
- Для них хорошим подспорьем сейчас стал Интернет. Сегодня много внимания уделяется созданию виртуальной инфраструктуры образовательной среды. Это дает возможность расширить круг общения не только количественно, но и качественно.
Есть учебные серверы, где можно найти и программы обучения, и книги. Там же можно задать вопросы преподавателям.
Причем проконсультироваться могут как дети, так и их родители – у них ведь тоже могут возникнуть вопросы: по организации домашнего обучения, другие. Сейчас некоторые семьи выезжают на постоянное проживание, допустим, в регион Юго-Восточной Азии и обучением детей занимаются самостоятельно.
- Считается, что один из минусов экстерната – отсутствие общения со сверстниками. Все-таки в школу ходят не только за знаниями…
- Обычно, если речь идет о старшеклассниках, у них уже сложился определенный круг друзей и знакомых. И недостатка в общении они не испытывают. К тому же многие посещают и дополнительные курсы, и репетиторов.
Если же семья осознанно выбирает для своего ребенка домашнее обучение, начиная с младшей школы, то, как правило, эти родители –личности самодостаточные, интересные и много что могут дать свои детям…
А есть те, кто в принципе придерживается мнения, что школа губит и личность, и здоровье, поэтому намеренно отказываются от обучения детей в школе.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости