Константин Богданов, для РИА Новости.
25 июля 2000 года на парижский пригород Гонесс рухнула с неба горящая тяжелая машина, стерев с лица земли ресторан местного отеля. В катастрофе лайнера "Конкорд" погибли 113 человек - и сверхзвуковая пассажирская авиация в придачу.
"Конкорд", детище англо-французской кооперации, выпустили в мир в 1976 году. Остроносая машина тонких очертаний, способная вдвое быстрее звука нести сотню пассажиров, появилась в крайне неудачное время. Эмбарго стран ОПЕК на поставки нефти в США, введенное после "Войны Судного дня" 1973 года, взвинтило цены на авиационный керосин. То поколение американцев до сих пор не любит вспоминать талоны на бензин и километровые очереди на заправках. Как раз в 1975 году началась рецессия мировой экономики, не выдержавшей удара подорожавшей нефти.
Но проблем хватало и без ОПЕК. Американские власти делали все, чтобы убрать "Конкорды" с трансатлантического маршрута - основной трассы, под которую и задумывались сверхзвуковики. Разрешения начать полеты в Даллас пришлось ждать полгода, а в лакомом Нью-Йорке первый "Конкорд" приземлился лишь в ноябре 1977 года. Злые языки говорили, что таким образом американцы мелко мстили европейцам за первый западный сверхзвуковик, поскольку их собственный, "Боинг-2707-300" (нежизнеспособная химера, вдвое превышавшая "Конкорд" по размерам и втрое - по загрузке), так ни разу и не поднялся в воздух.
Удельные эксплуатационные расходы, как известно, тем ниже, чем больше используется самолетов. При проектировании в 60-е годы были получены предварительные заказоы на 76 "Конкордов", в очередь за ними выстроились даже американские авиаперевозчики. Это количество позволило конструкторам надеяться на солидный коммерческий успех своего детища. Расходы только на разработку самолета составили титаническую по тем временам сумму в 1 млрд фунтов стерлингов. Но увы: в итоге продать авиакомпаниям удалось лишь девять машин: пять ушло в British Airways, а четыре приобрела Air France. Произведено же их было к тому моменту 14, и с остальными пятью поступили уж совсем смешно: передали в эксплуатацию по условной цене 1 фунт за машину для британцев и 1 франк за машину для французов.
Авиация замедляла свой бег, она перестала хотеть быть "быстрее, выше, сильнее". "Дешевле, надежнее и еще раз дешевле" - такие слова подошли бы ей больше. Лобастый трудяга "джамбо-джет" - легендарный "Боинг-747" - и подобные ему рабочие мулы коммерческих авиатрасс всухую выигрывали норму прибыли у хрупких тонконосых красавцев-сверхзвуковиков. Стало понятно, что ключевым фактором конкурентоспособности авиакомпаний становится не сокращение времени перелета, столь выгодное торопящимся бизнесменам, а снижение цены на билет, привлекающее к дальним рейсам средний класс и небогатых пассажиров.
Самолет любили, но обходился он дорого. Авиакомпании стремились сделать его самым комфортным в мире, что тоже не способствовало доступности. Аэродинамика сверхзвукового обтекания привела к тому, что взлетно-посадочные скорости машины резко выросли - а значит, самолету требовались длинные полосы с хорошим покрытием. Сертификация каждого нового аэропорта для приема "Конкордов" превратилась в сущую каторгу.
Когда-то в британском флоте бытовал термин "белый слон". Так называли несерийный, нестандартный боевой корабль, который достался Королевскому флоту по случаю. Что с ним делать - было не очень понятно, а выбросить жалко. "Конкорды" стали "белыми слонами" пассажирской авиации. То, что в конце 60-х представлялось новым поколением самолетов для массовых пассажирских сообщений, оказалось дорогой и капризной игрушкой, фешенебельной причудой для богатых эксцентриков, элементом статусного потребления. Регулярные рейсы "Конкордов" не окупались, хоть как-то удавалось сводить концы с концами только благодаря дорогостоящим частным заказам на чартерные перевозки.
25 июля 2000 года "Конкорд" рейса 4590 полыхнул прямо на взлете в аэропорту "Шарль де Голль". Разбегаясь, он зацепил колесом титановую пластину, оторвавшуюся от взлетавшего перед ним коммерческого грузовика DC-10. Пластина порвала шину шасси, ее куски попали в левое крыло и пробили переполненный топливный бак. Струя керосина ударила прямо в факел двигателей, работающих на взлетном форсаже. Весь мир облетели фотографии "Конкорда", поднимающегося с полосы в огненном шлейфе. Один двигатель отказал мгновенно, несколькими секундами спустя вышел из строя и второй двигатель на этом крыле. Набранной скорости не хватило для маневра с экстренной посадкой. Горящая машина врезалась в землю в трех километрах от "Шарля де Голля".
Полеты "Конкордов" официально были прекращены только на один день, пока не выяснилась причина аварии, никак не связанная с технической надежностью самолета. Однако регулярные рейсы так и не возобновились, машины было решено модернизировать для предотвращения подобных ситуаций в будущем. 16 августа 2000 года истек летный сертификат "Конкорда", и возобновлен он был только год спустя, 5 сентября 2001 года. 11 сентября 2001 года самолеты террористов "Аль-Каиды" протаранили башни Всемирного торгового центра, что нанесло, помимо всего прочего, тяжелейший удар по мировому рынку авиаперевозок.
Регулярные рейсы "Конкордов" возобновились лишь в ноябре 2001 года, но шли они вяло, любые технические сложности гипертрофированно раздувались. Самолет, повторимся, любили, но от него явно устали. Весной 2003 года British Airways и Air France приняли совместное решение о выводе машины из эксплуатации. 24 октября 2003 года "Конкорд" последний раз совершил пассажирский рейс, а месяцем позже случился и последний полет. Оставшиеся машины расставили по музеям Англии, Франции, США и Барбадоса (туда "Конкорды" почти четверть века летали из Лондона без перерывов).
Авиастроительные фирмы планеты уже который год подряд анонсируют разработки сверхзвуковых самолетов "нового поколения". Об этом говорят американцы, выпустить наследника "Конкорда" хотят и европейцы, объединившие, наконец, свои инженерно-технологические мощности в рамках суперконцерна EADS. Пока что эти слова стоят легче воздуха, и их звучание никак не может опередить воспоминания об изящных машинах, пришедших к нам совсем из другого мира - из бурных 1960-х.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции