Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Наверное, у представителей каждой профессии в нашей стране есть свой профессиональный праздник, но не каждый может похвастаться, что его «профессионально чествуют» дважды в году. Исключение составляют, пожалуй, лишь работники торговли. В соответствии с указом Президиума Верховного совета СССР от 1 ноября 1988 года, День работника торговли отмечается в марте, однако сами представители отрасли начиная с 1966 года отмечают свой профессиональный праздник еще и каждое четвертое воскресенье июля.
Торговля, вернее товарообмен, сопровождал человечество на протяжении 40 тысяч лет, и, если верить антропологам, именно регулярный взаимообмен стал основой для возникновения социальных связей. В последнее десятилетие эксперты всего мира отмечают возрастающее влияние розницы не только на экономику, но, и на многие другие области жизни.
Россия - не исключение. Розничная торговля или ритейл (так на английский манер любят называть себя торговцы) наряду с «нефтянкой», - одна из самых крупных и успешных отраслей отечественной экономики. По итогам кризисного 2009 года, оборот розничной торговли превысил 14,5 трлн рублей (это на 5,5% меньше, чем годом ранее). В предкризисные годы объем розничного рынка увеличивался примерно на 30-40% в год. Это логично: Россия, за исключением Москвы, примерно на 30% отстает от Европы и США по размеру товарооборота на душу населения.
Тучные нефтяные годы породили в нашей стране настоящий потребительский бум. Торговцы – и розница, и оптовики, - отреагировали на него не только открытием новых торговых точек, но и стремительным повышением цен (прежде всего на продовольственном рынке), из-за чего в предкризисные годы инфляция стала едва ни не главной головной болью и российских властей, и населения.
Сначала причины бурного роста цен чиновники пытались искать за рубежом, мол, продовольствие дорожает во всем мире, а виной тому - рост доходов в странах третьего мира и производство биотоплива. Но как быть с тем фактом, что в России продукты дорожали намного быстрее, чем в других странах? Так, по итогам 2008 года в РФ отмечен самый высокий (13,3%) рост потребительских цен среди 11 экономически развитых государств. Для сравнения: в Индии инфляция составила – 9,7%, в Бразилии – 5,9%, в странах Евросоюза она колебалась в пределах 1-3%, в США и вовсе отмечено снижение цен. Волей-неволей пришлось признать, что корни проблемы следует искать внутри страны: это отсутствие конкуренции на рынке, засилье перекупщиков и непрозрачность самого рынка, вернее, ценообразования на нем. Как еще объяснить, что по пути от производителя к потребителю цены на продовольствие вырастали от 50% до 300-400%?
Порой борьба властей с продовольственными ценами напоминала остросюжетный детектив: в конце 2007года сыщики МВД отрапортовали о раскрытии заговоров перекупщиков зерна, по нескольку раз продававших товар самим себе. Силовики просили у государства разрешения впредь использовать для выявления заговорщиков весь арсенал спецсредств, включая всевозможные «прослушки», а выявленных злоумышленников отправлять за решетку сроком до шести лет (соответствующий законопроект представили совместно МВД и ФАС).
На столь крутые меры чиновники не решились, а начиная с 2008-го накал борьбы сместился к противоборству вокруг проекта закона «О торговле». Его сторонники упирали на то, что принятие документа положит конец засилью монополий, что неминуемо приведет к снижению розничных цен. В конце 2009-го закон был принят, однако на ситуацию с ценами в стране повлиял не он, а экономический кризис: падение спроса остановило рост цен. По данным Росстата, падение реальных доходов населения с сентября 2008-го по сентябрь 2009-го составило 4,9%, оборот розничной торговли за тоже время сократился на 9,9%. Рост цен прекратился более чем на три месяца – с августа по ноябрь 2009 года.
Что касается самой розницы, на ней больше сказалось не падение потребительского спроса, а проблемы финансового сектора, из-за которых банки перестали давать дешевые кредиты.
Предкризисное развитие отечественного ритейла носило откровенно экстенсивный характер: торговцы в буквальном смысле состязались друг с другом в количестве открытых магазинов в том или ином регионе страны. Массированная региональная экспансия обернулась многомиллионными долгами. Если в «тучные» годы эту проблему можно было решить за счет перекредитования, то с началом кризиса эта возможность исчезла, банки просто боялись ссужать деньги. Крупные федеральные операторы, все-таки сумевшие (зачастую с помощью государства) найти дорожку к деньгам, кое-как справились, а многим региональным компаниям пришлось продавать бизнес и уходить с рынка.
Но нет худа без добра. Кризис заставил предпринимателей плотнее заняться вопросами эффективности своего бизнеса. Правда, самыми эффективными мерами по оптимизации бизнеса, по признанию самих компаний, оказалось снижение расходов на аренду помещений и на персонал. Сегодня, когда пик кризиса миновал, торговцы думают о дальнейшем развитии. Что касается ценовой политики, то вряд ли потребителям стоит ждать каких-либо изменений, ведь ни одна из фундаментальных причин высокой инфляции так и не была решена.
Наиболее серьезные изменения, скорее всего, претерпит стратегия регионального развития отечественного ритейла. Если в канун кризиса большинство операторов упирало на освоение регионов, считая потенциал столицы и других крупных городов практически исчерпанным, то теперь мнение поменялось на прямо противоположное – новые торговые точки целесообразнее открывать в Москве и в городах-миллионниках.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции