Рейтинг@Mail.ru
"Билайн": мобильные операторы не хотят превращаться в "трубу" - РИА Новости, 23.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

"Билайн": мобильные операторы не хотят превращаться в "трубу"

© Фото : предоставлено компанией "ВымпелКом"Сергей Морозов
Сергей Морозов
Читать ria.ru в
Дзен
О причинах замедления роста проникновения услуг мобильного интернета, о том, кому еще нужен WAP, об опасностях, которые таят безлимитные тарифы, а также о том, есть ли смысл для оператора в покупке социальной сети, в интервью корреспонденту РИА Новости рассказал руководитель службы вещательных каналов и мобильного интернета компании "Вымпелком" Сергей Морозов.

Перспективы бизнеса сотовых операторов туманны. Появляются новые технологии и игроки рынка, отнимающие у них традиционные источники дохода, а мошенники становятся все изощреннее. В этих условиях операторам мобильной связи остается только одно - эволюционировать. О причинах замедления роста проникновения услуг мобильного интернета, о том, кому еще нужен WAP, об опасностях, которые таят безлимитные тарифы, а также о том, есть ли смысл для оператора в покупке социальной сети, в интервью корреспонденту РИА Новости Александру Бумагину рассказал руководитель службы вещательных каналов и мобильного интернета  компании "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") Сергей Морозов.

- В последнее время  Роскомнадзор проявляет повышенный интерес к проблеме мошенничества в сетях мобильной связи. С этим ли связан тот факт, что операторы, наконец, начали уделять этой теме внимание?


- Не соглашусь с тем, что мы стали уделять этому внимание только сейчас, под давлением Роскомнадзора. Инициативы Роскомнадзора понятны и объяснимы, они получили те же жалобы от граждан, что и мы, просто с некоторым опозданием. И, разумеется, потребовали принять меры.

Первые звонки о сервисах, которые вводят в заблуждение или содержат заведомо ложную услугу, начали поступать к нам в октябре-ноябре 2009 года: речь шла о "перехвате" чужих SMS или определении местоположения другого абонента. Эти сервисы заведомо ложные: это невозможно ни технологически, ни по Закону "О защите персональных данных". Мы смогли решить эту проблему в конце ноября 2009 года, просто выключив короткие номера, на которых такие сервисы предоставлялись. Другие меры - штрафы, предупреждения - не работали.

Через месяц относительного спокойствия, в январе-феврале была волна "сервисов" другого вида - это были банальные компьютерные вирусы, которые блокировали работу компьютеров либо части программ. И чтобы избавиться от блокировки, нужно было отправить SMS. Мы смогли и эту проблему решить, оштрафовав провайдеров этих услуг на значительные суммы.

Потребовались совместные действия операторов, правоохранительных органов, контент-провайдеров, в первую очередь, крупных агрегаторов, чтобы вернуть ситуацию в привычное русло и избавиться от мошеннических "сервисов".

- Но абоненты все равно попадаются на удочку, не так ли?

- Работа с абонентом - вторая сторона медали. В дополнение к сайтам партнеров, мы запустили отдельный сайт www.safe.beeline.ru, где появился полный перечень коротких номеров со всеми ценами. Информация на этом ресурсе обновляется одновременно с запуском услуги. Есть возможность позвонить в службу поддержки и уточнить расценки.

Кроме того, абоненты могут вооружиться заранее, ознакомившись на сайте с распространенными схемами мобильного мошенничества, которые основываются на человеческом факторе. Мы регулярно обновляем эту информацию.

Есть, конечно, еще одно "решение" - закрыть все компании, которые предлагают такого рода услуги. Но если закрывать все, то будут закрыты и полезные сервисы, это - не рыночный путь. Сейчас на рынке контента работает около двух тысяч номеров, из них "проблемных" осталось около 1%. И мы работаем над тем, чтобы исключить их полностью.

- По имеющейся у нас информации, определенная часть проблем, связанных с мобильным контентом, происходит оттого, что некоторые сотрудники операторов аффилированы с участниками рынка или имеют персональный финансовый интерес. Почему руководство сотовых операторов уже несколько лет не обращает внимания на эту проблему?

- Это - коррупционная составляющая, и не секрет, что проблемы затрагивают не только телекоммуникации, но и многие другие отрасли бизнеса. Ничего не могу сказать про другие сотовые компании, однако в нашей компании, если такие проблемы возникают, то они обычно "пресекаются на корню". Каждый сотрудник компании подписал "Кодекс делового поведения и этики", что означает, что он обязуется выполнять свод правил поведения в компании и бизнесе, который она ведет. К сотрудникам, нарушающим данный кодекс, применяются самые серьезные меры воздействия, вплоть до увольнения или даже возбуждения уголовного дела. Но это абсолютно единичные случаи за все время существования компании, при том, что сейчас число ее сотрудников составляет десятки тысяч человек.

- Одна из наболевших тем, которая, порой, воспринимается как мошенничество со стороны оператора: существование двух точек доступа к глобальной Сети (интернет и WAP). Многие операторы за границей без этого обходятся, а абоненты в России очень часто не знают, как правильно настроить телефон. Между тем, цена тарифов для WAP выше в десятки раз…


- Сама технология WAP на Западе не очень прижилась, а в России первые WAP-порталы появились еще в начале века и до сих пор чувствуют себя очень неплохо.

Когда новая SIM-карта устанавливается в телефон, мы сразу отправляем клиенту разные  типы настроек (WAP, MMS, Internet). Важно, какие именно настройки сохраняются последними. Таким образом, каждый может выбрать для себя те настройки, которые ему нужны в данный момент - зависит от того, каким сервисом он хочет воспользоваться.

- Есть ли технологическая возможность тарифицировать WAP-сайты и все остальные ресурсы по-разному, не прибегая к настройкам вообще или путем разовой настройки телефона абонента, которую впоследствии не нужно менять?

- Технологически есть возможность настроить "особый" тариф для некоторого ограниченного числа ресурсов. Такая система очень сложна технологически. Примером может служить бесплатный доступ с мобильного телефона в социальную сеть Facebook. Настроить же разную тарификацию WAP-ресурсов и "всех остальных" невозможно из-за технических ограничений, поскольку такая настройка создает критическую нагрузку на некоторые компоненты сети.

- Вам не кажется, что WAP-контент - это, по большей части, развлечение для подростков?

- Ну почему же только для подростков? Если мы понимаем под контентом не только мелодии, игры, картинки, но и, например, новостную информацию (погода, курсы валют, гороскопы и т.п.), то WAP является очень удобным и быстрым каналом доступа к такой информации. А она нужна не только подросткам.

- Но с телефона можно просто выйти в интернет и посмотреть ту же погоду на десятках бесплатных ресурсов. Разве не так?

- Вы говорите о возможностях смартфонов и действиях опытных пользователей. У многих экспертов по телекоммуникациям и даже сотрудников оператора "замыливается" взгляд: мы все более детально разбираемся в такого рода тонкостях, тогда как большинство наших абонентов - нет.

Большинство абонентов не разбираются в деталях или у них нет смартфона. Смартфоны в сети "Билайн" - это, в лучшем случае, процентов 15. А что делать с остальными?

Проникновение услуг мобильного доступа в интернет с телефона в последние два года росло быстрее, чем в сегменте проводного доступа. Но сейчас рост замедлился. Мы связываем это как раз с тем, что сегмент новаторов и опытных пользователей уже охвачен.

- Вам не кажется, что все ваши услуги для любой аудитории омрачаются дороговизной трафика? Даже с правильными настройками.

- Вы знаете, сколько стоит подвести газ на дачный участок? Даже не подвести, а сделать лишь ответвление от уже проложенной трубы? В Подмосковье - до миллиона рублей. Монополист, продающий вам газ, говорит о том, что под каждого клиента нужно выделять ресурс, а потому за "вход" нужно заплатить, и немало, а потом еще и платить за газ.

Представьте себе, что оператор сотовой связи брал бы за подключение тысяч тридцать, мотивируя это тем, что нужно строить базовые станции и прокладывать каналы связи. Так не делается.

Проблема мобильного интернета и цен на него - не в воздухе, а скорее, в земле: там лежат кабели, соединяющие базовые станции. Растущий трафик в беспроводных сетях требует многократного повышения пропускной способности проводной инфраструктуры оператора сотовой связи.

Кстати говоря, Россия - одна из самых дешевых стран с точки зрения стоимости мобильного трафика.

- Почему безлимитные тарифы, которые есть у вас и других операторов, выглядят противоречащими идеи безлимитности? Пей сколько хочешь, но через узенькую трубочку…


- По мере того, как развиваются сети 3G, обостряется конкуренция между операторами: они позволяют абонентам все интенсивнее потреблять трафик. Это перегружает сети операторов. Затраты на строительство сетей становятся выше, чем доход от них.

Мы, на самом деле, повторяем чужие ошибки. Буквально полгода назад в Америке случилась "революция назад": там стали возвращаться к ограничениям безлимитных предложений. Операторы поняли, что на высоких скоростях и при растущих потребностях абонентов качественную работу сети обеспечить невозможно, разве что в убыток.

В Европе был хорошо развит проводной интернет, и внимание абонентов нужно было привлекать какими-то интересными предложениями - например, безлимитными. Риск перегрузки был тогда не так высок: безлимитные тарифы появились раньше, чем развились социальные сети и другие популярные ресурсы - операторские сети стояли незагруженными.

Для России ввод полного, ничем неограниченного безлимитного тарифа в беспроводной связи при том уровне популярности файлообменников, который есть у нас в стране, приведет к тому, что честному человеку даже погоду посмотреть будет невозможно: сеть будет перегружена.

У "Билайна" есть собственный опыт. В одном из вновь запущенных 3G-регионов на этапе, когда только построенная сеть стояла незагруженной, абоненты, воспользовавшись нашим практически безлимитным предложением, умудрялись скачать до 90 Гбайт в неделю. На втором десятке таких абонентов сеть просто остановится.

- Тогда зачем вводить "безлимитки"?

- Плюс безлимитного предложения - в его простоте. Не нужно задумываться о значении слов "трафик", "мегабайт", о том, сколько в мегабайтах "весит" та или иная страничка в интернете.

Да, казалось бы, если мы вводим какое-то ограничение на безлимитном тарифе, мы можем косвенно обидеть человека, особенно, если он не увлекается скачиванием музыки или видео из Сети. Но при обычном потреблении интернета - эти ограничения на него не повлияют. Сейчас мы занимаемся внедрением систем, ограничивающих потребление трафика не по объему, а по протоколу (в Европе, к примеру, распространены предложения от операторов, в которых использование мобильного интернета ограничено веб-серфингом и электронной почтой). И я думаю, что этим будут заниматься все операторы.

- Что вы думает о прогнозах экспертов, которые считают, что операторы сотовой связи рискуют в скором времени превратиться в "трубу", перекачивающую трафик, тогда как услуги с высокой добавленной стоимостью будут предоставляться сторонними компаниями; например, социальными сетями или производителями телефонов?


- Мне вполне понятно желание производителей телефонов, владельцев социальных сетей и так далее, внедрять дополнительные услуги, присущие в прошлом только оператору. Они это делают, и небезуспешно.

Один из производителей мобильных телефонов, скажем, создает фан-клуб. Они могут монетизировать свою базу владельцев телефонов путем предустановки на аппарат каких-то приложений, связанных с сайтом, где есть контент.

Возьмем Apple с их гениальной моделью Apple Store: там тоже крутятся большие деньги, и тоже без участия оператора (в обоих случаях оператор может получить плату за трафик, если тот или иной контент скачивался посредством операторской сети). Есть другие примеры, но почему же все-таки многие, если не все, приходят к нам с просьбой о совместных проектах? Потому что наша клиентская база все равно больше. И мы эффективнее можем увеличить проникновение того или иного сервиса.

- Тем не менее, раз рынок дополнительных услуг один, вам приходится делить его с другими, а значит, и терять свою рыночную долю?

- Была теория, согласно которой, абонент, условно говоря, готов тратить на голосовую связь десять рублей, а еще три - на все остальное, будь то мобильный интернет, рингтон или игрушка. Больше трех он не потратит. Теория подкреплялась практическим опытом, и получалось, что все компании, включая оператора, борются за эти три рубля.

Я думаю, что теория эта не совсем верна - если с абонентом правильно работать, то сегодня он будет тратить три рубля, а завтра - шесть.

- Не пора ли операторам уже что-то предпринимать, чтобы не потерять свою долю на этом рынке дополнительных услуг?

- Да, действительно, рынок дополнительных услуг важен. Голосовая связь ограничена тем, сколько все абоненты оператора могут наговорить в сутки. Объем передаваемых данных будет расти, но тоже не безгранично: в любом случае и при любой технологии частотный ресурс ограничен. И рано или поздно, операторский бизнес в такой модели расти перестает.

У оператора есть несколько путей развития. Можно отдать все сторонние непрофильные на первый взгляд направления другим компаниям-партнерам. Такое партнерство может закрыть только половину рынка, так как абоненты склонны больше доверять самому оператору. Мы проводили исследования, согласно которым, в отношении услуг доверие к оператору стоит на втором месте после родственников, друзей и знакомых. Ни реклама, ни контент-провайдер даже близко не стоят. Однако можно вывести непрофильный бизнес в дочернюю или нанятую компанию. Такая компания работает под брендом оператора, выводит контент на операторских порталах и покрывает вторую часть рынка.

- Каков второй путь?

- Пожалуй, наиболее перспективной является модель "умной трубы" (дифференцированная оплата трафика, в зависимости от типа контента, протокола доступа и прочих параметров).

Подводя итог, скажу, что в ближайшие годы оператор своего доминирующего места на телекоммуникационном рынке не потеряет и в простую "трубу" точно не превратится.

- Трудно "Билайну" договариваться о сотрудничестве с интернет-компаниями?

- Нам трудно договариваться с некоторыми партнерами, так как они хотят все бесплатно, а нам это не интересно. Вот смотрите, "Яндекс" договорился с кем-то из сотовых операторов о бесплатном предоставлении "пробочного" сервиса ("Яндекс.Карты"). Но неужели операторы взяли и подарили "Яндексу" аудиторию? Наверное, нет. Наверняка есть заработок на чем-то другом, что связано с этим сервисом.

Есть свежий пример - сайт 0.facebook.com, который представляет собой текстовую версию сайта Facebook для мобильных устройств. Доступ к сайту для абонентов "Билайн" предоставляется бесплатно. Однако если абонент хочет просмотреть картинку, фотографию или видео, то в этом случае включается тарификация.

- Во многих отраслях есть тенденция к диверсификации бизнеса, и телеком - не исключение. Может ли оператор "расшириться" за счет покупки социальной сети?

- Я не исключаю такой возможности, если у оператора появятся веские причины заниматься непрофильными направлениями бизнеса. Сейчас, на мой взгляд, телекоммуникационная отрасль находится на перепутье, так как в регионах почти все, что можно было купить, уже куплено. Вопрос того, как дальше увеличивать стоимость компании, остается открытым.

- Как вы оцените рост прибыли от трафика в будущем? С одной стороны, по прогнозам, будут расти объемы, с другой - падать цена.

- Ни один оператор не станет работать на уровне ниже своей маржинальности (прибыльности). Несомненно, прибыль будет расти, и быстрыми темпами. Цена на трафик уже значительно упала, но это падение - временный процесс, хотя и вполне закономерный, так как технологии нового поколения обычно дешевле.

- Есть предпосылки?


- Предпосылки к этому есть. Скажем, LTE гораздо дешевле 3G, которая, в свою очередь, дешевле, чем 2G. Считается, что LTE может обеспечить данные в шесть раз дешевле, чем технология 3G. Смена стандартов сейчас - это замена нескольких плат на базовой станции и апгрейд софта. Все остальное у оператора уже есть. Именно поэтому, к примеру, нерационально отдавать частоты под LTE какой-то новой компании, которой придется делать астрономические вложения на строительство сети с нуля, разница по вложениям будет отличаться на порядки.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала