Рейтинг@Mail.ru
Воронцов: сейчас ничто не мешает развитию самостоятельности школ - РИА Новости, 23.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Воронцов: сейчас ничто не мешает развитию самостоятельности школ

Читать ria.ru в
Как развивалась инициатива школ в позднем СССР и действует в новой России, в интервью РИА Новости рассказывает генеральный директор Открытого института "Развивающее образование" Алексей Воронцов.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает расширение школьной самостоятельности. Как развивалась инициатива школ в позднем СССР и действует в новой России, в интервью РИА Новости рассказывает генеральный директор Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов.

- Алексей Борисович, ни для кого не секрет: исторически наша школа была лишена самостоятельности. Как она пришла к профессиональному сообществу?

- Действительно, в советское время ни о какой самостоятельности речи быть не могло. Существовала установка на то, что учителя работают на своих местах, и никаких профессиональных объединений, кроме сугубо официальных, быть не может. Просто собраться для обмена опытом без санкции «сверху» (а лучше по инициативе «сверху») было невозможно. Тем не менее потребность в создании профессионального сообщества была. Были школы плохие и хорошие, однако почему одна школа работает хорошо, а другая — не очень, понять было невозможно: все инициативы по обмену опытом носили официальный, формализованный и, соответственно, формальный характер. Учителей ни о чем не спрашивали, им указывали. Поэтому ничего удивительного нет в том, что сейчас школы с трудом становятся более самостоятельными.

Однако в 1987 году ситуация начала меняться, и история этих изменений показывает, что можно стать и более самостоятельными, и более инициативными. Тогда, с подачи редактора «Учительской газеты» Владимира Матвеева, началось движение клубов педагогики «Эврика». Это была первая за несколько десятилетий образовательная инициатива, которая шла от профессионального сообщества — учителей и директоров школ. Люди стали собираться на встречи, обмениваться опытом. Профессиональное сообщество стало открыто говорить о школе — это было революционное достижение.

- Давало ли это какие-то реальные результаты для развития образования?

- Разумеется. Эти результаты сохраняются и по сей день. Все современные авторские школы идут оттуда — с конкурсов авторской школы «Эврика». Тогда были заложены все использующиеся сейчас инновационные методики, в основе которых лежат интерактивность, проектные методы, диалогический метод. Понятия «проектный» тогда, разумеется, не было, но смысл в такой деятельности видели.

В 1987 году на первый конкурс авторской школы было представлено несколько экспериментальных проектов. Это школа Дмитрия Лебедева, где в основе преподавания лежало изобразительное искусство, весь педагогический процесс шел от визуализации, школы Николая Гузика и Анатолия Пазухина, ориентирующиеся на практику и развитие инициативы — в этих школах были мастерские, различные клубы, у Гузика была даже маленькая фабрика. Наконец, школа Евгении Ереминой, где обучение строилось на методике Эльконина-Давыдова, которая сейчас лежит в основе работы многих экспериментальных российских школ.

Тогда же учителя и школьные директора, входившие в «эвриканское» движение, стали активно изучать зарубежные подходы к обучению —  к примеру, педагогику Марии Монтессори и другие.

Эта практика сохранилась и развивается. С Институтом проблем образовательной политики «Эврика», выросшим из «эвриканского» движения, работают более 600 школ по всей России.

- В чем сейчас проявляется их самостоятельность и инициатива?

Хотя бы в том, что, когда был принят закон об автономных учреждениях, эти школы стали первыми переходить на новые организационно-правовые формы и оказались более готовыми к переменам.

Сейчас эти школы активно сотрудничают с Министерством образования и науки, на них «обкатыватся» новые образовательные методики, они первыми участвуют в различных экспериментах, постоянно предлагают что-то новое. Разумеется, на протяжении этих двадцати лет развития состав этих школ поменялся — некоторые работают с самого начала и сохраняют прежнюю активность, некоторые «выпадают». Думаю, это нормально. Далеко не все школы должны быть экспериментальными площадками.

- Как вы считаете, что нужно сделать для развития инициативы в школах?

- Основной шаг был сделан в 1980-е — школу «вывели из подполья», было создано профессиональное сообщество, и сейчас оно имеет некоторое влияние. Школы, тяготеющие к методикам «Эврики», выступают в образовательном сообществе как эксперты, которые могут не только сказать, что именно не так с той или иной инициативой, но посоветовать, что и как следует делать.

Выдвинутый «Эврикой» проект образовательного стандарта, созданный на основе результатов работы авторских школ, на равных конкурировал с победившим стандартом РАО и оказал некоторое влияние на итоговый проект стандарта.

Сейчас ничто уже не мешает развитию самостоятельности школ, напротив, Минобрануки работает в этом направлении, активно привлекает экспериментальные, авторские школы к сотрудничеству. Большую роль в их развитии сыграли комплексные проекты модернизации образования, привлекшие к образованию больше внимания и средств. Сейчас, на мой взгляд, есть все условия для развития в школах инициативы.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала