23 июля Русская Православная церковь отмечает память преподобного Антония Печерского.
Основатель Киево-Печерской лавры преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 г. в городе Любече (около Чернигова) и в крещении был назван Антипой.
С юных лет Антипа чувствовал в себе потребность к уединенной жизни и, по внушению свыше, решился идти на Афон, который славился святостью своих отшельников и служил примером и средоточием православного монашества. Там он и был пострижен игуменом Ефигменской обители и назван Антонием.
По примеру большей части черноризцев афонских Антоний избрал для себя отшельнический образ жизни. Пожелав вернуться на родину, он просил благословения игумена, который, отпуская его, сказал: "Антоний! Иди в Россию и да будет над тобою благословение от Святой Горы".
Когда преподобный Антоний пришел в Киев, в городе было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, а поселился в 1051 г. в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Живя в пещере, святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство.
Пребывая почти постоянно в пещере, он безмолвствовал и молился. Но сила молитвы его была такова, что освящала все вокруг. О всех он молился, всем помогал: обличал сильных, укорял слабых, укрощал строптивых, поддерживал падающих, ухаживал за больными ‑ исцелял, назидал, раздавал милостыню. Но даже выходя из своей земляной кельи, ни на мгновение не прерывал постоянной молитвенной беседы с Богом. И это придавало необыкновенные силы его ученикам и сподвижникам.
Когда число сподвижников преподобного Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе новую пещеру и стал вести затворнический образ жизни.
Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.
Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и кельи, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась обитель, которая была названа Печерской - как основанная над пещерами.
Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели Нестор Летописец и Симон.
За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме в Константинополе, куда они оба были чудесно перенесены (хотя сами оставались в Печерском монастыре).
Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. При этом явлении Матерь Божия предсказала близкую смерть преподобного Антония.
Вскоре преподобный Антоний затворился окончательно в своей пещере и скончался в ней в том же 1073 г., будучи 90 лет от роду.
Вход в пещеру после смерти Антония оказался наглухо завален. Несколько раз монахи пытались потом отыскать мощи преподобного, но тщетно. Останки свои преподобный надежно скрыл от посторонних глаз.
Великая церковь была окончена при преемнике преподобного Феодосия – игумене Стефане, и первым был в ней погребен князь Шимон варяжский. В 1240 г. она была разорена татарами, и сохранилась только часть ее стены. Потом ее отстроили, но в 1942 г. она была взорвана по распоряжению советской власти.
Память преподобному Антонию отмечается два раза в году: 23 (10 по старому стилю) июля и 11 октября (28 сентября по старому стилю).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников