Постановка оперы Николая Римского-Корсакова "Псковитянка" в стенах Псковского Кремля, премьера которой в этом историческом месте состоится в четверг, приурочена к Дням празднования города Пскова и 66-й годовщине его освобождения от немецко-фашистских захватчиков.
«Псковитянка» – опера в трех актах. Музыка и либретто написаны композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, в основе сюжета одноименная драма Льва Мея.
Это первая из пятнадцати опер, созданных Н. А. Римским-Корсаковым, задуманная им в 1868 году, композитору тогда было 24 года. Впервые поставлена в Мариинском театре в 1873 году, переработана композитором в 1894 году.
«Псковитянка» имела большой успех среди передовых театральных слоев, особенно у студенческой молодежи. «Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи», — вспоминал Римский-Корсаков. А боевая песня вольницы приобрела у студентов широкую популярность.
царь Иван Васильевич Грозный (бас), князь Юрий Иванович Токмаков, царский наместник и степенный посадник во Пскове (бас), боярин Никита Матута (тенор), князь Афанасий Вяземский (бас), Бомелий, царский лекарь (бас), Михаил Андреевич Туча, посадничий сын (тенор), Юшко Велебин, гонец из Новгорода (бас), княжна Ольга Юрьевна Токмакова (сопрано), боярышня Степанида Матута, подруга Ольги (сопрано), Власьевна, мамка (меццо-сопрано), Перфильевна, мамка (меццо-сопрано), голос сторожевого (тенор), Тысяцкий, судья, псковские бояре, посадничьи сыновья, опричники, московские стрельцы, сенные девушки, народ.
Действие "Псковитянки" происходит во второй половине шестнадцатого века. Царь Иван Грозный добивается полного подчинения Пскова Москве. Жители Пскова готовы подчиниться неизбежному - отказаться от независимости родного города. Но молодые псковичи во главе с Михайлой Тучей - псковская вольница - не хотят покориться царю и покидают город, "чтоб не видать бесчестья Пскова".
На фоне исторических событий и в тесном сплетении с ними развивается драма юной псковитянки Ольги. Выросшая в доме псковского наместника и "степенного посадника" боярина Токмакова, Ольга считается дочерью Токмакова, не подозревая, что она дочь боярыни Веры Шелоги (сестры жены Токмакова) и царя Ивана Васильевича. Боярин Токмаков знает, что Ольга - дочь Веры, но имя отца Ольги Вера Шелога унесла с собой в могилу. Драма Ольги - столкновение двух чувств: любви к Михайле, вожаку псковской вольницы, и дочернего влечения к царю Ивану.
Грозный, пораженный сходством Ольги с Верой, расспрашивает о ней Токмакова. Узнав, что мать Ольги - боярыня Шелога, а отец неведом, он понимает, что судьба свела его с дочерью. Во встрече с Ольгой он видит высшее знамение и решает пощадить Псков.
Развязка драмы в заключительной картине оперы. Близ ставки Грозного, в лесу, недалеко от Пскова, царская стража задержала старого боярина Матуту, который пытался похитить Ольгу, чтобы против воли девушки жениться на ней.
Ольга в шатре Грозного. Доверчиво рассказывает она царю о любви к Михайле. Разговор Грозного с дочерью прерван появлением вблизи ставки псковской вольницы: Михайло Туча требует выдачи Ольги. Царь приказывает уничтожить дружину Тучи, а самого Михайлу взять живым. В схватке погибает вся дружина вместе с Тучей; случайная пуля убивает Ольгу. В отчаянии Грозный падает на труп дочери.
Собравшийся народ оплакивает погибшую Ольгу, а вместе с ней и утраченную вольность.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников