Рейтинг@Mail.ru
Сколковские страдания - РИА Новости, 22.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сколковские страдания

Ворчалка № 97

© РИА НовостиЕвгений Козловский
Евгений Козловский
Читать ria.ru в
Я слушаю "сколковские" планы Главного Начальника и криво усмехаюсь. Криво - потому что очень бы был рад, если б у Начальника получилось, - да как-то мне не верится. Однако я прекрасно понимаю, что гляжу снаружи. Может, глядящие изнутри какую-нибудь надежду видят? И я обратился к двоим своим "высокотехнологичным" знакомым, идеально, на мой взгляд, подходящим (по идее) к Сколково: оба - бывшие россияне, оба реально производят вполне востребованный высокотехнологический продукт...

Дай парусу полную волю,
Сама же я сяду к рулю.

Народная песня

Я слушаю «сколковские» планы Главного Начальника и криво усмехаюсь. Криво - потому что очень бы был рад, если б у Начальника получилось, - да как-то мне не верится. Я слишком давно живу в этой стране, слишком внимательно наблюдаю за тем, что в ней происходит, и просто не понимаю (как кормление пяти тысяч человек пятью рыбами), откуда Начальник наберет человек тридцать нормальных ментов (даже за десятикратную зарплату), пяток нормальных же ГАЙцев, хотя бы одного бестелефонного судью (ему, кроме телефона, еще и опыт отключить надо, и интуицию, - словом, завязать глаза, как богине, да еще и заткнуть уши), как Начальник устроит местное самоуправление «в отдельно взятом Сколкове»… Но если даже наберет, если завяжет, если устроит, - что получится с «насельниками будущего», когда они рискнут выбраться - хоть бы на выходные, - в «большой мир»? Переживут ли? Не приведет ли шок к коме? Или запретить? Превратить Сколково в шарашку? А что? Опыт есть. Только в шарашку, сколько мне известно, никто не шел добровольно.

Однако я прекрасно понимаю, что гляжу снаружи. Может, глядящие изнутри какую-нибудь надежду видят? И я обратился к двоим своим «высокотехнологичным» знакомым, идеально, на мой взгляд, подходящим (по идее) к Сколково: оба - бывшие россияне, оба реально производят вполне востребованный высокотехнологический продукт, у обоих за бугром хоть и терпимо, а все-таки не идеально гладко: то одна проблема возникнет, то другая. Один - бывший ленинградец, другой - бывший москвич. Один живет и трудится в Израиле, другой - в Штатах. Представлю: Евгений Куприн, о паре успешно реализованных высокотехнологических проектов которого я писал в «Огородах»: совсем недавнем «Omnia mea mecum porto» и трехлетнем «Говорящий палец мертвой руки». И Андрей Филиппов, в прошлом - физик-экспериментатор, ныне - выпускает на собственной фирмочке в USA (главный штат - он сам и его соратница-жена, обворожительная Ольга да однокашник Олег Джимиев) фантастически инновационные и имеющие рыночный спрос IP-камеры, про которые я тоже не раз писал «Огороды»: «Elphel 313», «Хочу все знать», «Свой глазок смотрок» и, наконец, «Русский акцент», который посвящен был не столько самой камере, сколько истории о том, как с меня вымогали на таможне взятку за право получить оплаченную со всех сторон камеру, высланную мне Андреем. Последнее - особенно значимо в контексте нынешней «Ворчалки». (Особо любопытные могут прочесть и историю и причины отъезда Андрея из СССР в интервью, взятом у него Владимиром Гуриевым: «Русско-американская мечта».

Вот что ответили мне на прямой и короткий вопрос, без раздумий и импульсивно (так я просил) два эти весьма уважаемые мною творца (в ответе Андрея принимала участие и его жена Ольга).

Евгений Куприн: «Нет уж, спасибо… Если какой-нибудь из бизнес-планов, которые мы с удовольствием и не в единичном количестве готовы прислать, будет признан интересным и достойным «сколковского» финансирования, у нас будет единственное требование: чтобы управление полученными деньгами производилось советом директоров, не имеющих к России никакого отношения…»

«Ну, это вряд ли… - отозвался я. - Какой же им тогда интерес?» Слово «интерес» я произнес с понятной любому русскому, да уже - и большинству иностранцев - интонацией. А не добавил еще вот что, ну, чтоб окончательно не отвратить от затеи: «Неужели ты думаешь, что «интересным и достойным финансирования» будет признан проект, пришедший не от родственников распределяющего или от знакомых знакомых, а вот так, со стороны? Помнишь ли анекдот: «Чэм мативировала?»

Андрей Филиппов ответил более развернуто. Он даже не упомянул историю с прохождением его камеры через таможню (кстати, в Сколково будет и своя таможня? Со специальными таможенниками? Или как?), а предоставил вполне трезвые, подчеркнуто не эмоциональные резоны.
«Да, нам, как производителям железа, недостаточно удобного офиса, хороших компьютеров и быстрого Интернета. Мы зависим от поставок «железа», да и нашу продукцию мы посылаем по всему миру. Это было одной из главных причин переезда в США после коллапса СССР, когда возможность заниматься наукой, которая, как сказал академик Арцимович, «лучший способ удовлетворять личное любопытство за государственный счет», пропала.

Фирму мы организовали за 1 день, заплатили при этом долларов сто или около того. У нас очень маленький штат, чтобы тратить много ресурсов на бухгалтерию и налоги, и не очень-то верится, что в Сколково эти проблемы по мановению волшебной палочки исчезнут.

В России часто любят ставить в пример Китай (и мне он тоже нравится), но все-таки… Когда, например, нам делают в Шанхае механические компоненты наших камер, мы получаем их в США через 3-4 дня после посылки (никаких импортных налогов на стороне США платить за них не нужно, китайские же - платят сами поставщики). Когда же мы посылаем готовые камеры в Китай (чем гордимся, идя против течения: большинство электроники идет из Китая в США), то после того, как они проведут изрядное время на китайской таможне (конечно все-таки не сравнимое с российской), наши дистрибьюторы не могут ничего с этими камерами делать, пока (еще недели через две) к ним не придут какие-то правительственные чиновники и не проверят, что же они получили.

Так что пока я бы не согласился перевести фирму даже в Китай, куда уж там Сколково».

Оно, вроде бы, все вполне понятно. Но Оля и еще пояснила:

«Андрей имеет в виду, что мы заказываем много компонентов для нашей продукции. Продукция часто бывает новая, экспериментальная, когда еще не устаканилось, какие именно компоненты нужны. Здесь мы можем заказать их «overnight» и получить завтра, и это необходимо, так как иначе вся разработка будет стоять и ждать этой детальки. Это бывают электронные компоненты из «Digi-key», или винтики из «McMaster-carr», или кабели, разъемы. Также мы работаем с Китаем - производство и сборка плат (толщина проводника 0,075 mm и 4-8 слоев), но есть и местный завод, - 10 минут от офиса, - где могут сделать то же самое, немного дороже, но неплохо иметь под боком запасной вариант.

В общем, я хочу объяснить, что нам нужны высокотехнологические поставщики, поскольку у нас не теоретическая наука и не программное обеспечение, а материальный продукт, производство которого зависит от поставщиков и производителей компонентов. И не думаю, что проблему инфраструктуры и наличия этих поставщиков можно решить одним Сколково».

И еще Андрей - немного в сторону - добавил, что «лучше развивать РФФИ, чем пытаться добиться быстрого успеха на «инновациях». У российской науки давняя история, и именно фундаментальные исследования - это та область, от которой зависит вся остальная наука, и это та область, где государство реально может помочь. Ведь очень незначительная часть коммерческих фирм может позволить себе проводить или финансировать фундаментальные исследования, в большинстве стран они по закону обязаны в первую очередь заботиться о коммерческих интересах своих акционеров».

Отлично понимаю, что выборка моя крайне нерепрезентативна. Я бы даже сказал - антирепрезентативна (зато абсолютно никаким, даже психологическим, образом от нашего начальства не зависима). Но вообразить привлекаемых в Сколково инноваторов, перед которыми перечисленные выше проблемы не встанут, не могу никак. Ну, разве что это будут наивные дураки или авантюристы «с прицелом на распил».

Ну вот вообразим себе, к примеру, что сколковская таможня будет работать по совсем другим правилам, чем все прочие таможни России. Это значит, что она будет работать незаконно? Или что для нее примут отдельные законы? Тогда воображаю себе, сколько на эту таможню налетит «инноваторов». И очередь вырастет такая, что все преимущества беззакония растворятся в ней вмиг.

Короче, у меня ощущение, что, прежде чем затевать «Сколково», стоит перечитать «Физику» за шестой класс, - там, где говорится о законе сообщающихся сосудов…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала