Рейтинг@Mail.ru
Замдиректора "Виртуозов Москвы": Россия не должна гнаться за Западом - РИА Новости, 21.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Замдиректора "Виртуозов Москвы": Россия не должна гнаться за Западом

© Фото : Photo by Daniel Schwartz.Заместитель директора государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы" Евгений Стодушный
Заместитель директора государственного камерного оркестра Виртуозы Москвы Евгений Стодушный
Читать ria.ru в
России не стоит гнаться за Западом, но нужно знать и уметь применять опыт западного менеджмента в сфере культуры, сказал в интервью РИА Новости заместитель директора государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы" Евгений Стодушный.

ВАШИНГТОН, 21 июля - РИА Новости, Мария Табак. России не стоит гнаться за Западом, но нужно знать и уметь применять опыт западного менеджмента в сфере культуры, сказал в интервью РИА Новости заместитель директора государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы" Евгений Стодушный.

Стодушный находится сейчас в Вашингтоне, где проходит стажировку в Центре изобразительных искусств имени Джона Кеннеди. Каждое лето в центре собираются молодые менеджеры из 28 стран мира, которых по программе института менеджмента DeVos Institute of Arts Management обучают современным технологиям ведения бизнеса в сфере культуры, основным принципам фандрайзинга, планирования и финансирования деятельности культурных организаций.

Они и мы

По словам Стодушного, существуют три основные модели, в которых существует культура: российская, европейская и американская.

"Основа моделей - взаимоотношения культуры и государства. Если вы посмотрите на историю появления оркестров в России, то можно отметить, что инициаторами процесса всегда было государство. Наши цари приглашали отдельных музыкантов и целые коллективы, организовывали оперные вечера для своего двора. Изначально западноевропейская музыка в России была достоянием высшего света и целиком патронировалась аристократией. Эта традиция сохранилась и сейчас... Наше государство верит в культуру, ценит ее и поэтому практически полностью субсидирует большое число подведомственных учреждений, которые занимаются музыкой, театром, танцем и другими видами искусств, за что мы бесконечно государству благодарны", - описал Стодушный российскую модель.

В большинстве стран Европы, по его словам, государство все больше дистанцируется от культуры, снимая с себя это очень весомое финансовое бремя.

"Американская модель вообще декларирует, что культура - дело частное. Если налогоплательщику нужна культура, то он готов за нее платить. Так и происходит: бюджет большинства организаций культуры в США состоит на более чем треть из пожертвований частных лиц, на 30% - из доходов от продажи билетов, и лишь остаток - это корпоративное и государственное спонсорство", - рассказал собеседник агентства.

Культура в России должна стать бизнесом

Стодушный убежден, что культура может жить по правилам бизнеса.

"Управленец в культуре должен уметь выстраивать отношения с рыночной средой, со своими партнерами, с государством, должен уметь объяснять им, почему его деятельность нужна обществу, почему его дело социально оправдано, какую пользу оно приносит нации, а главное - сделать максимум, чтобы налогоплательщик понимал, что организация культуры делает конкретно для него", - сказал он.

Стодушный подчеркнул, что преградой на пути к тому, чтобы культура в России эффективно использовала бизнес-принципы, лежат различные стереотипы. Важно понимать, что речь идет не о коммерциализации культуры, а о повышении эффективности функционирования этой отрасли, объяснил Стодушный. Основой здесь служит законодательная база: в Европе и США законодательство поощряет спонсоров, в России подобная система пока отсутствует. Этот момент заметно тормозит развитие альтернативных источников финансирования культуры в нашей стране.

"Сейчас мировое сообщество столкнулось с финансовым кризисом: любое государство может оказаться в ситуации, когда ему придется ощутимо сокращать расходы. И, конечно же, выбирая между больницей и театром, детским садом и оркестром, государство сократит расходы на оркестр. Тогда-то на плечи менеджеров и продюсеров ляжет огромный груз по поддержанию жизнеспособности всей культурной отрасли. Как специалисты, мыслящие стратегически, мы должны уже сейчас быть готовыми к такому повороту событий" - убежден замдиректора "Виртуозов Москвы".

"Мы привыкли действовать спокойно, потому что за государственной поддержкой мы себя чувствуем как за каменной стеной, и это хорошо, но мы не должны забывать, что тоже несем ответственность", - подчеркнул он.

Что делать?

Среди технологий, которые нужно освоить россиянам - умение грамотно организовывать рабочий процесс, находить "нужных людей", то есть своего зрителя, умение объяснить, почему искусство важно и почему бизнес должен быть социально ответственным.

Стодушный подчеркнул, что существует разница между меценатами, вкладывающими свои средства в искусство из чистой любви, и спонсорами, заинтересованными в деловых преимуществах, которые они могут получить от равноправного сотрудничества с творческим коллективом.

"Организации культуры должны предлагать сотрудничество, а не обращаться за финансовой помощью в роли просителя. Если ваша компания социально ответственная, мы можем дать вам возможность показать, что вы сопереживаете нашему делу, а значит разделяете наши идеалы. В итоге подобное сотрудничество положительно влияет на имидж, повышает спрос на услуги потенциального спонсора, дает ему прямой выход на целевую аудиторию. Таков мировой тренд, в России это только формирующаяся тенденция, но и она будет иметь место, когда конкуренция будет все жестче и жестче", - сказал Стодушный.

Он посетовал, что для эффективного управления организацией необходимо долгосрочное планирование, к которому в России не привыкли.

"Наше планирование не так долгосрочно, как хотелось бы. Продажа билета на концерт - это разовое действие, а нам нужны отношения с публикой. Мы должны предлагать слушателям перспективу, полноценно представлять им будущие проекты. В результате слушатели становятся частью "семьи", которая следит за жизнью коллектива, сопереживает всем событиям его творческого пути. Если я буду видеть артистический план на три-пять лет, то я смогу не только объяснить зрителю и спонсору, насколько это интересно, но и смогу повысить качество своих услуг", - сказал Стодушный.

Быстрее, выше, сильнее

Как признался замдиректора оркестра, главное, что дала ему стажировка в США - это осознание недостаточности того, что сейчас делается в России. Менеджеры могут и должны работать лучше, музыканты должны выступать больше, убежден он.

"Можно делать то же самое, но совсем в другом масштабе. Нам кажется, что мы делаем много, но после стажировки здесь ты понимаешь, что ты можешь делать в два раза больше, насыщенней, интересней и разнообразней. В плане количества концертов: Нью-йоркский филармонический оркестр, который получает менее половины бюджета из государственных источников, дает около 150 концертов в год. Обычный российский оркестр будет давать где-то 70 концертов", - пояснил Стодушный.

По его словам, принятый в России принцип управления организациями культуры далек от должной эффективности. Но главное - это готовность самих музыкантов к переменам, несмотря на то что от количества концертов оплата их труда может меняться незначительно.

"Можно выстроить систему, которая позволит поощрять интенсивность труда, это важная задача. Однако материальная заинтересованность не всегда является ключевым фактором для достижения успеха. Качество творческих проектов, возможность развития и самореализации, наконец, гордость за дело, которым занимаешься, играют одну из ведущих ролей в создании соответствующего трудового настроя", - сказал Стодушный.

"Вопрос в том, хотим ли мы быть впереди планеты всей или мы хотим продолжать догонять Запад", - добавил он.

По мнению Стодушного, многое в работе должно строиться на комплексной мотивации, а взамен сотрудникам учреждений культуры дается стабильность в виде фиксированной и регулярно выплачиваемой зарплаты.

"В США музыканты работают не полный год, а оговоренное контрактом количество часов в год. При этом большинство из них имеют параллельные заработки, например преподавание. Только ведущие оркестры, имеющие бюджет от 12,5 миллиона долларов в год, имеют музыкантов на фиксированной годовой оплате", - напомнил он.

"Все это вопросы организации и обеспечения творческого процесса. Я не считаю, что мы должны искать легкие пути. Задача менеджмента - продуманно выстроить творческую жизнь коллектива, при этом не забывая о постоянной конкуренции во внешней рыночной среде. Сегодня культурные события часто теряются в информационном потоке, пестрящем глянцевой рекламой. В таких условиях эффективно продвигать искусство могут только профессионалы, и я надеюсь, что профессионалов в этой области будет много", - сказал Стодушный.

Профессионалы приходят

Стодушный признал, что принципы управления в сфере культуры во многом не успевают за постоянно меняющимся социальным и культурным контекстом.

"Однако меняются поколения, меняется философия и принципы работы, в России есть сильные менеджеры и исследователи, чья деятельность вносит вклад в развитие всего рынка классической музыки, это (гендиректор Московской филармонии) Алексей Алексеевич Шалашов, (директор Свердловской филармонии) Александр Николаевич Колотурский, (музыкальный социолог профессор) Евгений Викторович Дуков. Их успехи являются ориентиром для представителей музыкального сообщества, а образовательная деятельность собирает на творческие выставки и учебно-деловые тренинги специалистов со всех регионов", - рассказал он.

Стодушный отметил, что пока большой проблемой остается уход выпускников продюсерских факультетов в шоу-бизнес.

"Мало людей готовы работать на госструктуры, это достаточно кропотливый, прозаичный труд и далеко не такой блистательный, как хотелось бы. С другой стороны - отдача происходит на ином уровне: мы получаем много писем со словами "Спасибо за ваш концерт, вы подарили нам свет и радость" из самых разных городов, будь то Вена, Берлин, Ульяновск или Ижевск. Это очень вдохновляет и придает силы для продолжения и расширения деятельности", - считает он.

Россия не должна копировать Запад, но учиться должна, уверен Стодушный.

"Мы страна между Западом и Востоком, нам не нужно слепое подражание, нам не нужно никого догонять, мы должны с умом использовать то, что уже найдено другими, и на основании этого разрабатывать свои собственные технологии. А с учетом нашего творческого потенциала, я уверен, успех будет очень большой. Единственное - нужно быть упорным, усердным и не пасовать перед трудностями", - заключил он.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала