Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия и мировоззрение

Разноликие царские дни

Читать ria.ru в
Алапаевский крестный ход - это одно из событий, которым каждый год православные верующие отмечают здесь "Царские дни". В ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна императорская семья, а следующей ночью в Алапаевске были живыми сброшены в шахту сестра императрицы, ее помощница и бывшие с ними князья царской крови.

Андрей Золотов - мл., главный редактор Russia Profile.

АЛАПАЕВСК, Свердловская область. Закончилась ночная Божественная Литургия в ночь с субботы на воскресенье в Свято-Троицком соборе этого небольшого старинного уральского города, и несколько сотен верующих - большинство из них - женщины, но немало мужчин и детей - выходят в предрассветную мглу, чтобы совершить 12-километровый крестный ход.

"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных”, поют верующие в такт быстрого шага.

Алапаевский крестный ход - это одно из событий, которым каждый год православные верующие отмечают здесь "Царские дни". В ночь на 17 июля 1918 года в доме горного инженера Ипатьева в Екатеринбурге были расстреляны отрекшийся от престола Император Николай Второй, императрица Александра Федоровна, пятеро их детей и четверо бывших с ними слуг, а следующей ночью в Алапаевске, в 150 километрах к северо-востоку от Екатеринбурга, были живыми сброшены в шахту сестра императрицы, создательница знаменитой Марфо-Мариинской обители в Москве Великая Княгиня Елизавета Федоровна, ее ближайшая помощница инокиня Варвара, и бывшие с ними пять князей царской крови. Теперь в эти дни, помимо многочисленных богослужений и крестных ходов, здесь организуется каждый год фестиваль православной культуры с выставками, концертами и конференциями. В программе торжеств и V Международный кинофестиваль православных документальных фильмов.

В Екатеринбурге, по оценкам местной милиции, около 20 тысяч человек прошли в ночь с пятницы на субботу от величественного Храма-на-Крови, построенного на месте Ипатьевского дома, до монастыря на Ганиной Яме. Там, на заброшенном руднике в расстоянии около 20 километров от города, большевики и чекисты пытались уничтожить тела Царской Семьи. И хотя с тех пор их останки были обнаружены в двух километрах от Ганиной Ямы, в месте известном как "Поросенков лог", подавляющее большинство верующих не признает этой находки, а Ганина Яма превратилась за минувшее десятилетие в одну из главных святынь Екатеринбурга.

Здесь, в Алапаевске, нет никаких споров о святости тех или иных мест. Все ясно и бесспорно. Но в силу удаленности этого 50-тысячного городка, давно пребывающего в экономическом упадке из-за остановки его основного предприятия - старинного металлургического завода, и в силу меньшей политической нагруженности культа Елизаветы Федоровны, торжества здесь куда меньшего масштаба.

Однако личность великой княгини занимает особое место среди всех святых Романовых. Родная сестра последней русской императрицы, принцесса Елизавета Гессен-Дармштадтская, вышла замуж за дядю императора Николая Второго, генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича. Она осознанно и добровольно приняла православие, активно участвовала вместе со своим мужем в попечении о "Русской Палестине", а после убийства Сергея Александровича в 1905 году революционером-террористом Иваном Каляевым простила убийцу мужа, отошла от двора и создала в Москве на Ордынке знаменитую Марфо-Мариинскую обитель - церковное учреждение с особым уставом, занимавшееся воспитанием девочек и девушек и попечением о больных, раненых и неимущих. Елизавета Федоровна и ее ближайшая помощница инокиня Варвара были канонизированы в Московском Патриархате в 1992 году как "святые преподобномученицы" - задолго до того, как после многолетних дискуссий Царь Николай, его жена и дети были канонизированы в 2000 году как “страстотерпцы”.

Крестный ход проходит мимо одноэтажной Напольной школы, в которой до 18 июля содержалась под стражей Елизавета Федоровна. Сегодня здесь по-прежнему школа и даже избирательный участок, но в одной из комнат стараниями находящегося рядом маленького женского монастыря создан музей. Затем, уже на окраине города, богомольцы минуют Екатерининскую церковь, в которой тела алапаевских страдальцев омывали в октябре 1918 года доставшие их из шахты белогвардейцы. Потом тела были перенесены в Троицкий собор, откуда отправлены, через Харбин, Пекин и Шанхай, в Иерусалим, где и пребывают ныне в русском монастыре Марии Магдалины в Гефсиманском саду.

Рассвет застает верующих, когда они уже выходят из города и идут, отмахиваясь от комаров, по лесной дороге в сторону Синячихинского завода - по тому же пути, по которому Елизавету Федоровну и бывших с ней везли для того, чтобы, избив, столкнуть живыми в 20-метровую шахту, а потом забросать там гранатами и сжечь набросанным в шахту хворостом. По преданию, из шахты тогда еще долго доносилось пение молитв, а когда, спустя месяцы, тела из шахты извлекли, то оказалось, что умершая от ран при падении Елизавета Федоровна еще успела перевязать одного из князей.

Примерно через три часа пути - а идут богомольцы довольно быстрым шагом - впереди виднеются краснокирпичные строения монастыря Новомучеников Российских, построенного вокруг шахты за последнее десятилетие. Еще в конце 90х среди сосен возвышался только фундамент будущей церкви, а сейчас монастырь представляет из себя несколько аккуратных корпусов, обнесенных красным забором. Здесь, приложившись к распятию на краю мемориальной шахты - сегодня она представляет собой яму глубиной около двух метров - уставшие люди располагаются отдохнуть. Некоторые возвращаются на рейсовом автобусе обратно в Алапаевск, а большинство остается на Божественную Литургию, которую в 9 утра возглавит здесь архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Один за другим подъезжают и паломнические автобусы - 12-летний алапаевец Кирилл Формазов с гордостью насчитал 22 автобуса. "Это больше, чем когда патриарх приезжал", - говорит он, имея в виду визит сюда Патриарха Кирилла в апреле этого года.

"Это искорка нашей малой любви, благодарности и признательности к Елизавете Федоровне, святым Царственным Страстотерпцам, инокине Варваре и всем тем, кто пострадал за то, чтобы вера наша была сегодня жива, за то, чтобы мы были счастливы в этой вере", - говорит Вероника Нестерова, преподаватель испанского языка в Уральском государственном университете. Вероника, ее муж Василий и двое их маленьких детей, один из которых все время путешествовал в коляске, а второй то шел, то подсаживался к своему брату в коляску, второй раз проделали этот крестный ход. А старшая дочь Вероники шла накануне с крестным ходом из Екатеринбурга на Ганину яму. “Если Бог даст сил и благословит, когда-нибудь мы и оба крестных хода пройдем,” - говорит Вероника.

Обе могилы отмечены крестами, но сюда нет массового паломничества. Время от времени приходят небольшие группки туристов. Одна из посетительниц - Татьяна Штефанова, приехавшая в Екатеринбург из Москвы на выставку технологических инноваций. “Бизнес бизнесом, жизнь жизнью, но нужно выделить время, чтобы посетить эти святые места,” говорит она.

В Екатеринбургской епархии есть группа верующих, которые почитают эти места как святые и стараются добиваться церковного признания царских останков. Но они чувствуют себя настолько изолированными, что даже отказываются называть свои имена для прессы.

Погорелов и его друзья озабочены планами Екатеринбургской епархии создать кладбище в Поросенковом логу. По его словам, строительство кладбища, под которое уже отведена земля, изменит рельеф и уничтожит это историческое место. Сейчас активисты ищут поддержку у авторитетных ученых и направляют письма в высокие инстанции, в том числе и Патриарху Кириллу. Но пока безуспешно.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал в интервью РИА Новости, что на сегодняшний день Екатеринбургская епархия пришла к тому, что кладбище не затронет территорию царских захоронений. "На многие вопросы пока нет ответа, и для того, чтобы эти вопросы снять, надо все же завершить следствие, которое я считаю незавершенным", - сказал он.

Уголовное дело по факту гибели царской семьи было закрыто в январе прошлого года, а на 25 августа назначено следующее заседание Басманного суда в Москве, которое должно рассмотреть жалобу представителей Дома Романовых на это решение.

"Для меня очевидно, что это было не уголовное, а политическое решение, и ему надо дать не только нравственную, но и правовую оценку", - сказал протоиерей Чаплин. Следствие считает, что убийство было осуществлено по решению Уралсовета, и это должно быть юридически подтверждено, сказал он.

Но подавляющее большинство верующих мистически относятся как к самой гибели Царской Семьи, которую они видят не только как страшное преступление, но и как торжество рождения новых святых, так и к спорам вокруг их останков, и рациональные доводы имеют здесь мало силы.

"Большинство людей придерживается мнения, что царские останки были уничтожены, - говорит Вероника Нестерова, - Быть может, произойдет что-то, и это будет нам как-то явлено. Но когда возникает что-то новое, то отношение к этому: надо подождать".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала