МОСКВА, 20 июл - РИА Новости. Иудеи в традиционный день траура и поста в память о разрушении первого и второго храмов в Иерусалиме придерживаются строгого поста - не едят, не пьют, не совершают омовение, не работают и не читают самую почитаемую и главную в иудаизме книгу - Тору.
Девятый день еврейского месяца ав, когда иудеи со всего мира соблюдают строгий пост в память о разрушении первого и второго храмов в Иерусалиме, приходится в этом году на 20 июля. Иудеи, проживающие в Москве, начали пост накануне в 21.58 мск. Они завершат его 20 июля в 22.51 мск.
Согласно Библии, первый храм была разрушен вавилонским царем Навуходоносором в 586 году до нашей эры. Второй храм, по данным историков, был разрушен римлянами в 70 году нашей эры. В день 9 ава, который стал символом всех несчастий еврейского народа, вскоре после исхода из Египта, Бог наказал евреев 40-летними скитаниями по пустыне за нежелание выполнить его волю и войти в предназначенную им землю Израиля. Кроме того, 9 ава 135 года нашей эры римлянами была взята крепость Бетар - последний оплот борцов за независимость Израиля. По средневековой традиции, на 9 ава приходится также изгнание евреев из Испании в 1492 году.
"9 ава - это день строжайшего поста: нельзя есть, нельзя пить, нельзя совершать омовение... Вообще, нельзя делать ничего, что могло бы принести удовольствие. В этот день мы должны вести себя так, как будто Храм только что разрушен, прямо на наших глазах. Как сказано в Талмуде: каждое поколение, при жизни которого Храм не был построен - это поколение, при котором он пал", - говорится в обращении главного раввина России Берла Лазара к еврейской общине страны, которое приводит его пресс-секретарь Андрей Глоцер.
В день поста иудеям запрещено пользоваться парфюмерией, носить кожаную обувь и изучать Тору, которая является источником радости. Евреи могут только читать тексты, связанные с выражением скорби и горести, например, разделы Талмуда, посвященные разрушению Иерусалима. При этом следует сидеть на полу или на низкой скамейке.
Вечером накануне 9 ава в Израиле были закрыты все театры, кино, концертные залы. В Иерусалиме в этот день принято идти к Стене плача. В синагоге в день поста и траура горит всего несколько свечей. Вечером после вечерней молитвы в синагогах читается свиток Плач Иеремии (Эйха).
"Мы понимаем, что беды обрушиваются на людей из-за их собственных недостатков и прегрешений. От Бога не может быть ничего плохого, но если человек упорствует в ошибках, не желает слушать того, что говорит ему Бог - тут несчастья не избежать. Именно в этом главный урок 9 ава: в день поста мы вспоминаем о грехах наших предков и понимаем, что хорошую жизнь народ может себе обеспечить, только если будет тщательно выполнять волю Сoздателя, чтить и соблюдать все Его законы и заповеди", - отмечает Берл Лазар.
По словам раввина, в этот день скорби о национальной катастрофе, иудеи ищут для себя ответ на вопрос, почему она произошла, и что каждый должен сделать в искупление.
"Мудрецы нашего народа учат, что катастрофа 9 ава случилась потому, что евреи не были достойны жить вместе на нашей земле и иметь Храм, объединяющий весь народ. Причина разрушения Храма, говорят они, в том, что народ погряз в междоусобице, люди забыли о том, что они братья и должны помогать друг другу. До сих пор это корень всех страданий - не только еврейского народа, но и мира в целом", - уверен Берл Лазар.
По его мнению, каждый иудей, лишенный в этот день малейших удовольствий, должен понять, что и на нем лежит вина за неустроенность мира, в котором он живет.
"Слишком легко сказать, что проблемы и бедствия сегодняшнего мира - терроризм, войны, захват заложников, экологические и техногенные катастрофы - не зависят от нас, что мы как бы ни в чем не виноваты. На самом деле любой внешний конфликт является отражением конфликта внутреннего, склонности каждого отдельного человека к вражде и насилию", - убежден Лазар.
Он уверен, что человек или небольшая группа людей способны решить даже самые глобальные проблемы. По его словам, все зависит от степени единства общины.
"Если внутри общины царит мир, этот мир распространяется и на отношения общины с соседями; если народ не расколот изнутри, если он единое целое - такому народу никто не рискнет бросить вызов", - утверждает Лазар.