20 июля - 90 лет назад Совнарком РСФСР принял постановление "О ликвидации мощей во всероссийском масштабе".
На начальном этапе антицерковной политики советской власти важное место занимала организованная в 1918–1920 годах кампания по вскрытию святых мощей, на протяжении десятков и сотен лет хранившихся в православных церквах и монастырях.
14 февраля 1919 года коллегия Наркомата юстиции приняла постановление об организации вскрытия мощей святых на территории России, был определён "порядок их инспекции и конфискации государственными органами". Вскрытие мощей (снятие с них покровов и облачений) должны были осуществлять специальные комиссии в присутствии священнослужителей. По итогам вскрытия составлялись протоколы. Если в результате вскрытия обнаруживалось, что мощи сохранились не в целости, то это обстоятельство в целях атеистической пропаганды выдавалось за сознательный обман и подделку.
Организатором кампании по вскрытию мощей стал начальник VIII отдела Наркомюста Петр Красиков, руководивший осуществлением религиозной политики советской власти. Он считал, что эту кампанию следует осуществлять, не останавливаясь перед применением силы.
VIII съезд РКП(б), состоявшийся в марте 1919 года, по предложению Петра Красикова принял партийную программу, в которой была поставлена задача по проведению на общегосударственном уровне мер, ведущих к "полному отмиранию религиозных предрассудков и церкви".
16 июня 1920 года, на проходящем под председательством Ленина заседании Совета народных комиссаров (СНК) постановили: "Поручить Наркомюсту разработать вопрос о порядке ликвидации мощей во всероссийском масштабе".
20 июля 1920 года (СНК) РСФСР принял постановление "О ликвидации мощей во всероссийском масштабе", в котором была сформулирована пропагандистская цель "мощейной эпопеи" (так кампания нередко называлась в документах Наркомюста) - "полностью ликвидировать варварский пережиток старины, каким является культ мертвых тел", т.е. речь шла об уничтожении почитания святых мощей среди православного населения советской России.
Проведение кампании по вскрытию мощей возлагалось на VIII отдел Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР, направлявший деятельность "местных расширенных комиссий по отделению церкви от государства".
По мере развертывания кампании в центральные органы власти, СНК и ВЦИК, нарастал поток многочисленных жалоб верующих на оскорбление их религиозных чувств, а на местах, в тех случаях когда вскрытые раки оставались в храмах и монастырях и доступ населения к ним был открыт, продолжалось почитание святых мощей: при большом стечении верующих служились акафисты, молебны и т. п.
29 июля 1920 года появились предложения НКЮ по ликвидации мощей во всероссийском масштабе, которые гласили:
"1.Опираясь на революционное сознание трудящихся масс, планомерно и последовательно провести полную ликвидацию мощей на местах, избегая вредной нерешительности и половинчатости мероприятий.
2.Ликвидацию названного культа мертвых тел и кукол осуществить или путем помещения так называемых "мощей" в музеи в отделы церковной старины, или путем их захоронения.
3.Губисполкомы обязаны проверить все конкретные условия проведения мероприятий по ликвидации мощей, провести соответствующую агитацию как на фабрично-заводских, красноармейских и иных собраниях в городах, так равно и в деревне, в особенности среди малосознательной части отсталого крестьянства, и уже после сего утвердить соответствующее решение на пленуме исполкома с точным обозначением как времени, так равно и способа ликвидации каждых отдельных "мощей".
4.При обнаружении дальнейших случаев шарлатанства, фокусничества, фальсификации и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты, как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организаций бывших официальных вероисповедных ведомств, отделы юстиции возбуждают судебное преследование против всех виновных лиц, причем ведение следствия целесообразно поручить следователям по важнейшим делам Наркомюста и при отделах юстиции, а само дело разбирать при условии обеспечения самой широкой гласности процесса".
В тот же день Совет Народных Комиссаров на заседании по вопросу о ликвидации мощей во всероссийском масштабе постановил: "В принципе утвердить предложения Наркомюста по этому вопросу, поручив Наркомюсту прибавить к ним краткую историю и результаты 58 произведенных вскрытий мощей (всего до июля 1920 года было произведено 58 публичных вскрытий). До того же срока поручить Президиумам Московского и Петроградского Советов прислать свои возражения по этому вопросу, если они будут, а также лично оппонентов, в СНКом".
25 августа 1920 года народный комиссар юстиции Дмитрий Курский подписал специальное постановление, в котором предлагал исполкомам местных советов "последовательно и планомерно проводить полную ликвидацию мощей, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости". "Ликвидация названного культа мертвых тел, кукол и т.п., - указывалось в постановлении, - осуществляется путем передачи их в музеи".
Постановление СНК РСФСР "О ликвидации мощей во Всероссийском масштабе" стало приводиться в исполнение. По всей стране были вскрыты раки с мощами святых, многие мощи потом бесследно исчезли.
Насильственная конфискация святынь вызвала волнения в народе, во многих случаях отряды милиции или красноармейцев стреляли в людей, пытавшихся отстоять святыни, пролилась кровь, что послужило поводом для арестов священнослужителей и мирян, которых обвиняли в подстрекательстве к сопротивлению властям. Владимир Ленин потребовал жесточайших расправ над священнослужителями.
Кампания продолжалась с 23 октября 1918 г. по 1 декабря 1920 г. За это время было вскрыто 65 мощей.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников