Недавно комиссия Общественной палаты по развитию образования, Министерство образования и науки, а также Институт развития государственно-общественного управления образованием (ИРГОУ) объявили конкурс "Лучший опыт деятельности управляющего совета образовательного учреждения". Он должен способствовать развитию школьных общественных советов. О сегодняшней их работе в интервью РИА Новости рассказывает директор ИРГОУ Елена Шимутина.
- Елена Николаевна, насколько распространены сейчас управляющие советы?
- Развитие управляющих советов (УС) началось у нас в 2004 году при активном участии Анатолия Пинского. В 2004-2006 годах в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования они были созданы в восьми пилотных регионах.
Сейчас в среднем по России они есть в 80% школ. А в регионах, участвовавших в комплексных проектах модернизации образования, они созданы примерно в 90% школ, в прочих регионах — в 70% школ, как в селах, так и в малых и крупных городах.
Практикой реализации принципа расширения общественного участия в управлении образованием охвачена не только Россия, но и все постсоветское пространство. Очень интересен опыт стран Балтии, Армении, Казахстана. В США и Западной Европе развитие школьного общественного управления началось существенно раньше.
- Чем управляющие советы отличаются от родительских комитетов? Каковы их полномочия?
- Принципиальная особенность их в том, что туда входят все лица, заинтересованные в развитии школы — родители, школьники, работники образовательного учреждения (ОУ), привлеченные/кооптированные граждане, представители государства (в лице директора и учредителя ОУ). Все они могут сообщить о своих интересах, и именно так происходит согласование гражданского и государственного заказа.
Полномочия УС весьма широки: это участие в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, утверждение образовательных программ, разработка, утверждение и помощь в реализации программы развития ОУ и многое другое.В девятнадцати субъектах РФ - участниках эксперимента по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» - УС принимают активное участие в проведении апробации.
- Насколько члены управляющих советов компетентны, чтобы принимать решения на таком уровне?
- К сожалению, приходится констатировать: на сегодня это большая проблема, так как уровень компетентности членов УС сильно разнится.
Работники образования, родители, школьники и кооптированные члены – это разный возраст, разный уровень профессиональной подготовки. А члены УС должны разбираться и в юриспруденции, и в бухгалтерской отчетности, и в образовательном процессе…Для работников ОУ проблема решается с помощью системы повышения квалификации, но с остальными сложнее: кто отпустит их с работы, чтобы они посещали нужные им курсы? кто выделит на это средства?
ИРГОУ разработал ряд курсов для всех категорий членов УС. Они рассчитаны как на очное, так и на дистанционное обучение — люди могут зайти на сайт Института, зарегистрироваться в дистанционной школе обучения общественных управляющих, найти нужные материалы, изучить и проверить свои знания тестами.
В ряде регионов сформировались и иные интересные практики. В Архангельской и Калининградской областях, в республике Карелия организованы летние/зимние школы для членов управляющих советов. Они очень способствуют тому, что люди разного возраста и образования начинают чувствовать себя единой командой, а не противостоящими группировками родителей, детей, педагогов.
- Однако распространено мнение, что родители и дети в большинстве своем крайне пассивны и неохотно работают в управляющих советах.
- Конечно, пока в лучшем случае половина УС работает эффективно. Здесь нет ничего удивительного — Великобритании понадобилось 20 лет, чтобы сходная инициатива была по достоинству оценена общественностью и государством. У нас уже сейчас заметны положительные тенденции. Молодые родители, чьи дети сейчас в детских садах, проявляют высокую активность (в детсадах полным ходом создаются УС), а это значит, что в школу придут уже подготовленные активные управляющие.
В субъектах РФ есть масса примеров активной деятельности управляющих советов. Так, в одной из малокомплектных сельских школ Мордовии председатель УС - пожилой тракторист, нашел для школы автобус и организовал регулярные экскурсии.
Огромную активность проявляют дети — есть примеры, когда совещательные голоса получали даже ученики пятых-шестых классов. В одной из спортивных школ во время ремонта школьники предложили перераспределить средства — вместо украшения раздевалки сделать двери в душевых кабинах: предложение приняли как разумное, к тому же дети сами все рассчитали.
Естественно, при такой реакции на свои пожелания дети начинают иначе относиться к школьному имуществу. И им очень важно понять: их слышат, их нуждами интересуются…
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специальный для РИА Новости