Казалось бы, это несложно – продавать путевки на Кипр. Тем не менее подготовкой специалистов для туристической отрасли в РФ занимаются около 400 вузов и техникумов. Может ли система образования помочь в развитии туризма в России и как именно, рассуждает в интервью РИА Новости замдекана географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Наталья Шабалина.
- Наталья Владимировна, так ли уж нужно для работы в туристической сфере иметь профильное образование? В 1990-е в эту отрасль «подались» многие, у кого его не было, и это не помешало им успешно работать в избранном направлении.
- Несколько лет назад мы попытались выяснить, что думают по этому поводу представители бизнеса, насколько им нужны сотрудники с профильным образованием. Мнения были разные, но прослеживалась закономерность: чем крупнее организация, чем большую долю рынка она занимает, тем чаще руководство придерживается позиции, что в туристическом бизнесе должны работать профессионалы. Чтобы погрузиться в тему, практических навыков еще недостаточно: надо понимать процессы, происходящие на туристическом рынке, технологию формирования турпродукта, особенности его продажи и многое другое.
Сотрудникам без базового образования приходится проходить переподготовку, повышение квалификации - на наш факультет очень часто обращаются работодатели с просьбой организовать такие программы. Всегда востребованы тренинги по эффективности продаж, развивающие целый комплекс умений – от понимания нужд потребителя до правильного ведения диалога, начинающегося со снятия трубки и завершающегося подписанием договора.
- А выпускниками специализированных туристических вузов и факультетов работодатели довольны?
- Есть проблема несоответствия их ожиданий уровню подготовки выпускников. Работодатели отмечают недостатки в освоении ориентированных на практику курсов, дисциплин, в рамках которых рассматриваются вопросы взаимоотношений между клиентом и продавцом, слабую языковую подготовку выпускников, хотя выпускник должен владеть не менее, чем двумя иностранными языками. Не все вузы на должном уровне обучают современным информационным технологиям.
Все это объясняется, в частности, тем, что туристическое образование в России очень молодое. Первые семинары для наших преподавателей Всемирная организация по туризму провела в середине 1990-х. Достаточно долго шел процесс формирования образовательных стандартов.
Специальность «Туризм» была введена лишь в 2004 году, до этого же студентов готовили по специальности «Социально-культурный сервис и туризм».
Недавно по нашей специальности был принят государственный образовательный стандарт третьего поколения. У вузов появилась возможность заниматься подготовкой кадров с учетом региональных потребностей, вводить собственные дисциплины, адаптируя выпускников к рынку труда.
- Какие специалисты туротрасли сегодня наиболее востребованы, а какие ниши еще не удалось заполнить?
- Подготовка менеджеров среднего звена, которым необходимы стандартные навыки и компетенции, более-менее отлажена. А не хватает квалифицированных топ-менеджеров, и недостаточна квалификация линейного персонала. В последнем случае проблему можно решить с помощью модернизации профильных техникумов.
- У нас плохо обстоят дела с въездным туризмом... Может ли развитие профессионального туристического образования изменить ситуацию?
- Если мы планируем развивать внутренний въездной туризм, то, безусловно, должны понимать, за счет какого кадрового сопровождения это возможно. Сегодня для работы в регионах нужны концептуалисты - специалисты, которые могут комплексно подойти к развитию территории, увидеть ее ресурсы и на их базе предложить программы развития туристической отрасли.
Каждый субъект Федерации должен разрабатывать свои программы развития туризма, и во многих регионах они уже реализуются. Но и тут встает проблема недостатка квалификации – специалистам, которые занимаются взаимодействием с региональными администрациями и представителями бизнеса, принимающими туристов на местах. Решить эту проблему во многом можно с помощью программ дополнительного образования в сфере туризма.
Надо повышать и общий уровень культуры, готовность населения оказывать туристические услуги - важна просветительская работа. Сегодня во всем мире активно развивается сельский туризм, когда люди приезжают на отдых в деревню, живут в гостевых домах, владельцами которых являются местные жители, общаются с хозяевами, знакомятся с обычаями и традициями, могут даже поучаствовать в каких-то работах. Развитие этого направления туризма подразумевает включенность простых граждан в предоставление услуг, а у нас население к этому часто не готово. Надо рассказывать, как может быть организована работа с туристами. В таких случаях просветительскую работу должны проводить те, кто понимает, что такое туризм, в каких услугах заинтересованы отдыхающие.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости