Рейтинг@Mail.ru
Васильев: инженерным вузам надо активизировать работу со школами - РИА Новости, 19.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Васильев: инженерным вузам надо активизировать работу со школами

Читать ria.ru в
О проблемах инженерного образования рассказывает в интервью РИА Новости председатель Союза ректоров Санкт-Петербурга, ректор Санкт-Петербургского государственного университета технологий, механики и оптики Владимир Васильев.

Советская инженерная школа считалась одной из самых сильных, российская – переживает кризис. На три четверти инженерных направлений и специальностей в прошлом году поступили абитуриенты со средним баллом ЕГЭ ниже 60–55, по сути, троечники. О проблемах инженерного образования рассказывает в интервью РИА Новости председатель Союза ректоров Санкт-Петербурга, ректор Санкт-Петербургского государственного университета технологий, механики и оптики Владимир Васильев.

- Владимир Николаевич, считается, советская инженерная школа была одной из лучших. А сейчас?

- Советская инженерная школа – действительно замечательная, но она отжила свое время. Дело в том, что сложилась она при отраслевом планировании, когда вузы «затачивались» под определенную отрасль. Время сейчас другое. Нужны новые подходы к подготовке специалистов и организации учебного процесса – важен междисциплинарный, а не отраслевой подход. Требуются инженеры-проектировщики, технологи, эксплуатационщики в широком смысле, а не узкие специалисты-«винтики», подготовленные конкретно для какой-то отрасли.

- Есть мнение, что наш переход на Болонскую систему усугубит ситуацию с инженерным образованием. Мол, для технических специальностей она губительна - невозможно подготовить высококвалифицированного инженера в бакалавриате.

- На мой взгляд, в этом вопросе нужен дифференцированный подход.

Есть отрасли, смена технологий в которых занимает достаточно большой период времени, допустим, добыча полезных ископаемых или разработка вооружений, военной техники – обновление технологий здесь не происходит каждые 5 лет. В этих областях оправдан был бы специалитет.

А вот, к примеру, в области информационных технологий перемены происходят довольно быстро. И здесь важно обеспечить гибкость образовательного процесса: дать сначала фундаментальные знания, а затем «доводить» кадры по конкретным технологиям. И в этом плане преимущество за системой «4+2».

- В вузах отмечают недостаточный уровень подготовки абитуриентов. В  чем причины? Только ли в том, что профессия инженера потеряла престиж?

- Есть и еще проблема. Физика и математика – предметы тяжелые, требующие для усвоения усидчивости. А откуда ее сейчас взять? Мы живем в информационном обществе, количество информации, которая обрушивается ежедневно на человека, резко возросло. Формируется так называемое клиповое сознание, когда информацию «хватают» – по верхам. «Корпеть» над задачами по физике или математики для школьника – тяжкий труд. Куда проще поступить на экономические, управленческие специальности, не требующие сильной физико-математической подготовки. И это проблема не только российская.

- Как же мотивировать школьников выбирать технические профессии?

- Выход я вижу один: вузам надо усилить работу со школами. И важно, чтобы это было не просто чтение лекций школьникам вузовскими преподавателями.

Ребят надо привлекать, организуя дополнительное образование. Проводить интерактивные игры, возрождать кружки, создавать научно-технические музеи. Ясно, что проще это сделать высшим учебным заведениям, ведь у них есть своя научно-техническая база.

Мы, к примеру, два года назад открыли при вузе интерактивный музей оптики: завлекаем, чтобы не просто рассматривали экспонаты, а могли своими руками что-то сделать – показываем, так сказать, фокусы в духе копперфилдовских.

Не будет связи между вузом и школой – мы растеряем всех абитуриентов. Надо прививать интерес к профессии и поднимать ее престиж.

- В этом году гораздо больше выпускников в качестве ЕГЭ по выбору сдавали предметы естественнонаучного блока – физику, химию, информатику. Скажется ли это на вступительной кампании?

- Надеюсь, это сыграет свою положительную роль. Но сейчас однозначно говорить сложно. Объективную картину «зашумляет» количество поданных заявлений. Это связано с тем, что в этом году изменились правила приема. В прошлом году в Санкт-Петербурге абитуриенты подавали документы в среднем менее, чем в два вуза. В этом году многие решили, видимо, действовать по максимуму. По новым правилам, документы можно подать в пять вузов, а «можно» для многих означает «нужно»: по данным за прошлую неделю, в вузах Санкт-Петербурга количество заявлений в три раза превысило прошлогодние показатели на те же даты…

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала