Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе — первый после 11-летнего перерыва, если не сказать провала — состоится в Астане до конца года. Так решила проходившая в пятницу и субботу недалеко от Алма-Аты неформальная встреча министров иностранных дел этой организации, куда входят практически все европейские государства, а также страны, к Европе не относящиеся, но имеющие касательство к ее безопасности и сотрудничеству: от США до Киргизии. Всего 56 государств.
Министерская встреча приняла немало замечательных решений — прежде всего по Киргизии. Но решение по поводу саммита, объявленное под занавес, стало окончательным доказательством: подводится черта под целой эпохой глобального развития. Мы переходим к эпохе следующей — к восстановлению реальной безопасности и нормального сотрудничества на европейском пространстве. Потому что если речь идет уже о саммите, а не о министерской конференции (как та, что только что завершилась) — значит, какие-то выводы участниками европейской игры сделаны и принципиальные решения приняты. Еще полгода-год назад ни о чем подобном речи не шло. Саммит мог бы еще не случиться год, два, сколько угодно.
Краткая история ОБСЕ выглядит так: это детище Хельсинкского заключительного акта 1975 года, достижения эпохи холодной войны. В Хельсинки зафиксировали тот очевидный факт, что евробезопасность зависит от множества очень разных стран, которым, тем не менее, можно и нужно сотрудничать в трех сферах: безопасности, экономики, гуманитарной.
А вот дальше, после 1991 года, пришла иная эпоха, когда "западной" составляющей ОБСЕ показалось, что жить надо проще: не сотрудничать, а интегрировать бывший Восточный блок в западные структуры. В результате в течение 90-х годов ОБСЕ в ее прежнем виде фактически самоуничтожилась, сосредоточив свою деятельность в основном на наблюдении за выборами в странах бывшего СССР. То есть став "контрольным органом" за процессом превращения "востока" в "тоже запад".
Напомним, что ОБСЕ — штука консенсусная, даже одна страна может заблокировать любое ее решение. Но и этот принцип был красиво обойден: создавались "дочерние" организации, получавшие финансирование со стороны, вне бюджета ОБСЕ, и выдававшие себя за законную часть процесса. Ну а в ответ Москва и еще несколько столиц фактически притормозили всю работу ОБСЕ, в частности — проведение ее саммитов.
Иллюзии того, что "восток" побежден и должен быть интегрирован в "запад", умерли в следующую эпоху, между двумя войнами — югославской (1999 год) и осетинской (2008). Это было время, когда российская дипломатия отстояла, да в общем — спасла право страны быть самостоятельной и уважаемой частью международного сообщества. И в эту же пору по причинам, от России впрямую не зависевшим, кончилась эпоха других иллюзий — что пришел "американский век", или "век Запада". По итогам войны в Ираке и экономического кризиса оказалось, что век пришел совсем другой — Азии. Запад никого уже ни к чему не принудит и никого не будет ничему учить — если только его об этом не попросят. Так что европейскую безопасность и европейское сотрудничество надо теперь подвергать полной "перезагрузке", возвращать ее на принципы равенства.
Для такого возврата очень полезно излечение от иллюзий, которое в разной степени происходит и в США, и в ЕС, и в России. Про Запад все понятно — если бы работали принципы Хельсинки (включая нерушимость границ), если была бы нормальная ОБСЕ, то не произошло бы ни югославской войны с ее Косовым, ни осетинской с ее двумя отколовшимися от Грузии республиками. Понятно и то, что Европе, если она не откажется от некоторых вредных привычек (всех учить и экзаменовать), в "век Азии" грозит маргинализация в международной политике (США пока в лучшем положении). В России же сюжет сложнее и интереснее.
Здесь в последние месяцы во многих умах созрело убеждение, что праздник собственной правоты и неуязвимости затянулся, его пора когда-нибудь и заканчивать. Нельзя же вечно, год за годом объяснять всем, что "без России ничего не решить", без ее газа не обойтись — это невежливо, в конце концов. Победы хороши, когда можно сорвать их плоды. Так родились инициативы Москвы, касающиеся и европейской безопасности, и российско-западного партнерства ради модернизации России, и все прочие. Сюда укладывается и идея возрождения ОБСЕ, за которую взялся нынешний председатель этой организации — Казахстан.
Роль Казахстана тут символична во многих смыслах. Начнем с того, что никакого "поворота на Запад" Россия этим летом не совершала — это если внимательно изучить то, что президент Дмитрий Медведев говорил недавно в МИД России и во время выступления в Хабаровске. Поворот происходит в ту же сторону, что и у Европы или США, — в сторону Востока, то есть Китая, Индии, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и так далее. Экономические реальности именно таковы. Другое дело, что глупо навеки оставаться в 2000-х и продолжать скандалить в ситуации, когда есть психологическая возможность для компромисса. России нужна модернизация, Европе и США — разумные отношения с Москвой, как и с прочими "полюсами" мирового развития. Что-то может получиться, и ОБСЕ, где членство не идеологизировано и где любая страна может заблокировать любое решение, — хороший механизм для движения вперед.
Так вот, Казахстан — идеальный пример верного тона в отношениях между весьма разными "полюсами". Дипломатия Назарбаева все эти годы находила общий язык одновременно с Москвой, Пекином, Вашингтоном — даже с Грузией. Немало стран в наши дни стараются занять подобную "равноудаленную" позицию — Турция, Узбекистан, а десять государств — членов АСЕАН этим занимаются уже не первое десятилетие. Но именно у Казахстана России можно поучиться.
И тут очень характерна история с предстоящим саммитом. Известно, как долго и упорно Астана боролась за нынешнее председательство в ОБС, и как хотела устроить саммит 56 лидеров именно в этом чудо-городе небоскребов среди степи. Поддержку этой идее высказали, кроме России, Франция, Италия, Германия… И еще США. Но наиболее неприятные из европейцев — это "страны-малыши", которые постоянно живут на одну эпоху в прошлом. Из-за них казахстанская дипломатия уже готовилась отказаться от "проекта Астаны" и согласиться на проведение саммита в более привычной для всех Вене. Но, после долгих переговоров, мы имеем теперь географический символ того, насколько изменился мир и в каком направлении эти перемены движутся.
Ну, а каковы будут его результаты… Видимо, следовало бы рассчитывать не на резкую ломку ОБСЕ, а на как можно более скромную повестку дня, которая бы устроила всех. Да, реформа ОБСЕ необходима — но не такая, что с ходу вызвала бы скандал и вернула бы эту организацию в небытие.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции