17 июля летчики российского Военно‑Морского Флота отмечают свой профессиональный праздник – День авиации ВМФ России. Этот праздник отмечается по приказу Главкома ВМФ адмирала флота Феликса Громова в память о победе морских летчиков России над немецкими самолетами 4 июля 1916 г. в первом воздушном бою над Балтийским морем.
В этот день четыре гидросамолета М‑9 конструкции Игоря Сикорского поднялись в воздух с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота и вступили в бой над морем с четырьмя немецкими самолетами для защиты от ударов германских самолетов русской военно‑морской базы на острове Сааремаа.
В ходе боя, закончившегося полной победой русских морских летчиков, два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два обратились в бегство. Эта победа морских летчиков на отечественных гидросамолетах стала точкой отсчета в истории морской авиации российского Военно‑Морского Флота.
В России гидроавиация стала развиваться в 1911 г. с покупок гидросамолетов за границей. К 1913 г. в России было создано пять авиационных заводов и построено 270 самолетов.
В 1913‑1914 гг. в России впервые были сформированы авиационные войсковые подразделения, в том числе гидроавиационные станции для морского флота.
Русские авиаконструкторы создали несколько типов летающих лодок, которые в первой мировой войне применялись для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов военно‑морских баз и портов, кораблей и судов в море и даже для уничтожения самолетов противника в воздухе.
В июле 1917 г. в России было создано Управление морской авиации и воздухоплавания, а в составе ВМФ были созданы две воздушные дивизии ‑ на Балтике и на Черном море. После 1917 г. на Балтике была сформирована воздушная бригада особого назначения. Позднее отряды гидросамолетов появились в составе Волжской, Каспийской и других флотилий. Всего на фронтах гражданской войны сражались 19 морских авиационных отрядов.
В 1930‑е годы летчики морской авиации неоднократно выполняли специальные правительственные задания. Именно флотскими пилотами была укомплектована полярная авиация, осваивавшая Северный морской путь. В 1934 г. она в чрезвычайно трудных условиях спасла членов полярной экспедиции и экипаж парохода «Челюскин». Золотая Звезда Героя Советского Союза за № 1 была вручена воспитаннику морской авиации Анатолию Ляпидевскому.
В годы Великой Отечественной войны летчики морской авиации отличались бесстрашием, героизмом и высоким летным мастерством. Уже в августе 1941 г. морская авиация нанесла первый удар по Берлину, и в приказе Верховного Главнокомандующего об этом вылете флотских летчиков было сказано, что они первыми проложил путь к Победе.
За годы войны морские летчики совершили более 35 тыс. боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило две трети общих потерь врага от воздействия сил Военно‑морского флота.
В послевоенные годы морские авиаторы продолжали совершенствовать свое боевое мастерство, осваивать новую технику. Именно летчик‑североморец Юрий Гагарин первым проложил путь человечества к звездам.
В это период появились новые рода морской авиации - морская ракетоносная и противолодочная - при одновременном совершенствовании разведывательной авиации. Принципиально новым направлением стало появление корабельных штурмовиков вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров.
Сегодня авиация ВМФ берегового и корабельного базирования располагает всепогодными морскими ракетоносцами, штурмовиками, истребителями, противолодочными самолетами и вертолетами, корабельными самолетами с вертикальным взлетом и посадкой. В качестве носителей морской корабельной авиации используются противолодочные крейсера типа «Новороссийск» и тяжелые авианесущие крейсера типа «Адмирал Кузнецов».
Дальнейшее развитие авиации ВМФ идет по пути совершенствования летательных аппаратов, увеличения скорости, дальности и продолжительности полета, его автоматизации, создания средств поиска морских и наземных целей на новых физических принципах, а также разработки высокоточного дальнобойного оружия с мощными боевыми зарядами.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников