МОСКВА, 16 июл - РИА Новости. Разбор завалов в реставрационном центре им. Грабаря продолжался весь вечер четверга и весь день в пятницу, и когда он закончится, сказать сложно. Разобраться, чего и сколько пропало, специалисты смогут не раньше, чем через месяц, а когда Центр сможет заработать вновь, вообще неизвестно, так как здание после вчерашнего пожара остается только перестроить с нуля.
Счетная спецкомиссия
По сведениям Минкультуры, на момент пожара во Всероссийском научно-реставрационном центре (ВНРЦ) им. Грабаря находилось более 400 предметов искусства из заповедников в Новгороде, Пскове, Архангельском, из музея Андрея Рублева и других собраний. Сколько работ было сдано на экспертизу и восстановление частными коллекционерами, никто не подсчитывал.
Вчера вечером сотрудникам центра и пожарным удалось вынести 60 картин и 50 графических произведений.
С утра пятницы эвакуацией вещей и документов занимается специально созданная комиссия из представителей Минкультуры, сотрудников центра и музейных реставраторов. Ее участникам приходится несладко: по словам пресс-секретаря Минкультуры Натальи Уваровой, внутри "сложная обстановка, запах гари, всем необходимо находиться в масках".
Живописные полотна, которые удается вынести из здания, упаковываются в помещениях соседнего Научно-мемориального музея Жуковского и отправляются на временные хранилища. Документация пока складируется во дворе: видно, что из многих папок льется вода. Тот факт, что описи тоже находились в сгоревшем здании, сильно затрудняет работу специалистов. По прогнозам министра культуры Александра Авдеева, полностью оценить ущерб можно будет не ранее чем через месяц.
Пока точно известно, что верхний этаж выгорел полностью, первый - вместе с подвалом - оказался залит водой и пеной. В относительной сохранности выжили только вещи, находившиеся в бункероподобном хранилище. Но и они в опасности - как и все произведения искусства, еще не эвакуированные из здания: по словам директора ВХНРЦ Грабаря Алексея Владимирова, "воды налили столько и так долго лили, что она до сих пор стекает на иконы и произведения искусства".
Какая судьба постигла находившиеся на реставрации декоративно-прикладные изделия, в частности, ковры, неизвестно; ничего пока нельзя сказать и о том, что произошло с дорогостоящей аппаратурой, которой очень гордились специалисты ВНРЦ.
Плач Ярославны
Музейщики признаются, что о судьбе своих экспонатов, сданных на реставрацию, пока ничего не знают.
Частные коллекционеры находятся в еще более сложной ситуации. Один из них признался РИА Новости, что находит ситуацию возмутительной: "Я считаю, что на месте происшествия должен находиться официальный представитель, который бы работал именно с коллекционерами", - сказал он. Между тем, коллекционерам не просто ничего не объясняют - многих из них даже не проинформировали о случившемся.
Собеседник агентства, пожелавший остаться неназванным, признался, что отдал в Центр на экспертизу пейзаж XIX века, "представляющий определенную ценность", однако даже не застраховал его, "потому что думал, что ничего подобного в этом месте произойти не может".
Коллекционерам ущерб вряд ли будет возмещен, полагает член правления Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Светлана Антонова.
"Там нет системы страхования, и возмещать ущерб частным коллекционерам не будет никто. Музейные вещи, безусловно, должны быть застрахованы самим музеем, а частные лица пострадают точно. Им никто ничего возмещать не будет. Там в договоре в пункте "ответственность сторон" четко прописано: центр Грабаря берет на себя материальную ответственность за сохранность работы на время проведения экспертизы за исключением чрезвычайных обстоятельств. Этот пожар, безусловно, - чрезвычайное обстоятельство", - сказала Антонова.
Последствия
В оценках последствий пожара для российского арт-рынка и антикваров специалисты расходятся.
По мнению собирателя и искусствоведа Валерия Дуданова, состоящего в "Клубе коллекционеров изобразительного искусства", главная трагедия - это утеря уникальных произведений древнерусского искусства.
"Но на российском арт-рынке этот инцидент не отразится. Экспертизы у Грабаря производились в последнее время не очень активно, было достаточно много скандалов", - сказал Дуданов, добавив, что монополизация рынка экспертиз была неправильной. Он объяснил, что сейчас для проведения экспертиз создана Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров, которая включает в себя не только штатных музейных сотрудников, но и людей с наработанной репутацией, занимающихся оценочной деятельностью вне госструктур - искусствоведов, историков искусства, коллекционеров. Сотрудникам музеев, входящим в эту ассоциацию, запрещено давать заключения на официальных бумагах, но они пользуются собственными бланками.
Однако коллекционер Константин Журомский, совладелец аукционного дома "Кабинетъ", убежден, что "пожар в центре Грабаря - это катастрофа".
"Там находилась уникальная информационная база и база сравнительного анализа музейных предметов. Там находилось уникальное оборудование. То, что техническое - это все накапливаемо, а вот документальные материалы - это невосполнимые потери. Это как со сгоревшей Александрийской библиотекой: люди понимают, что там хранились бесценные документы, но не знают точно, какие именно", - сокрушается антиквар.
Он считает, что самые правильные формы экспертизы - а именно, экспертные советы, - практиковались именно в ВНРЦ.
Хроника происшествия
Пожар в здании Всероссийского художественно-научного реставрационного центра имени академика Грабаря в Москве вспыхнул в четверг - по всей видимости, из-за паяльных работ, проводившихся на крыше. Огонь быстро распространился на 2000 метров - потушить его удалось только с вертолетами. В коридорах здания, спасая людей, погибли двое пожарных, Вячеслав Шашин и Александр Дымчиков.
"Глубоко потрясен гибелью сотрудников МЧС. Отважные люди, самоотверженно выполняющие свой долг, они отдали свои жизни ради спасения людей и художественных ценностей. Это - огромное горе для родных, близких, коллег, перед которым бессильны любые слова", - говорится в телеграмме министра культуры Александра Авдеева, размещенной на сайте его ведомства.
Реставрационный центр, основанный в 1918 году по инициативе выдающегося искусствоведа Игоря Грабаря, был одним из ведущих реставрационных и экспертных центров в России: сюда привозили экспонаты из музеев и частных коллекций России и других стран. В ВНРЦ занимались не только живописью и иконописью, но и предметами декоративно-прикладного искусства - коврами и фарфором.
За всю историю в центре были спасены сотни произведений русского искусства, в том числе знаменитая "Троица" Рублева, "Богоматерь Владимирская", а также фрески соборов Московского Кремля, Новгородских и Владимирских храмов, живопись из собрания Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Дрезденской картинной галереи.