Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Царевна Софья Алексеевна Романова, правительница Русского государства в 1682-1689 годах при двух царях, ее малолетних братьях Иване V и Петре I - одна из самых противоречивых фигур в русской истории. При Петре и после смерти Петра к личности Софьи относились очень враждебно, считали ее врагом петровских преобразований, интриганкой и закоснелой защитницей старины. В то же время многие историки подчеркивали, что именно при ее правлении были заложены зерна будущих петровских реформ.
Эти противоречия обсуждались на пресс-конференции на тему «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне: от трона до монашеской кельи», прошедшей в рамках проекта «Осторожно, история!» в РИА Новости.
Образованная женщина
Сотрудница филиала Государственного исторического музея «Новодевичий монастырь» Татьяна Макеева считает, что «нет никаких оснований для революционного переворота в трактовке образа царевны Софьи». Она напомнила: «Царевна не только провела в Новодевичьем монастыре, в заточении последние 16 лет своей жизни. Но и заботилась об его украшении, будучи правительницей, так как этот монастырь считался придворным, особенно для женской части царской семьи». Кроме того, Макеева решительно не согласна с утверждениями многих авторов, будто Софья была некрасивой. «Тогда были иные эталоны красоты, истинная красавица должна была быть дородной, румяной, бровь соболиная… Софья вполне подходила под эти описания».
Писательница, социологи и кандидат исторических наук Светлана Бестужева-Лада заявила: «Все дискуссии о роли Софьи в русской истории возникли только потому, что она была женщиной». И продолжила: «В России до сих пор задаются вопросом: может ли женщина править государством? Хотя больше нигде в цивилизованном мире такие подходы невозможны. Между тем, Софья была подготовлена к управлению страной ничуть не хуже своего сводного брата Петра».
Бестужева-Лада пояснила свою мысль: «Отец Софьи, царь Алексей Михайлович был, если выражаться современным языком, человек продвинутый. И он решила на неслыханное дело: дал образование любимой дочери наравне с ее братьями. В результате Софья Алексеевна стала самой образованной женщиной своей эпохи».
Гибкий реформатор
Светлана Бестужева-Лада вспомнила о том, что «сегодня модно заниматься так называемой альтернативной историей: что было бы если». «Если бы Софья не была женщиной и только правительницей, а стала бы царем, то все реформы пошли бы гораздо более гладко, чем при Петре, и были бы более эффективны», - уверена писательница.
«Софья Алексеевна, как и ее главный советник и возлюбленный Василий Голицын, прекрасно понимала, что преобразования необходимы. Но она не вколачивала их дубинкой в спины подданных, не билась головой об стену, чтобы пробить в ней окно,- поделилась своим видением Бестужева-Лада. - Софья действовала гибко и постепенно, она была сторонницей эволюции, а не революции». И добавила: «Голицын успел заключить очень выгодный договор с Польшей и Китаем. Правда, его крымский поход провалился. Ну так России не везло с крымскими татарами вплоть до самой Екатерины Второй».
«Что же касается Петра, то когда говорят: уздой железной Россию поднял на дыбы, то не понимают, что он Россию фактически изнасиловал», - резюмировала писательница и социолог.
Не взяла на себя грех
Татьяна Макеева рассказала о взаимоотношениях Софьи со стрельцами.
«Стрельцы обросли хозяйством, они фактически перестали быть профессиональными военными, но очень крепко держались за свои права и привилегии, - рассказала сотрудница музея - И при любых попытках отобрать хоть малую часть привилегий стрельцы начинали возмущаться. Так и произошло в 1698 году, когда случилась задержка жалования для четырех стрелецких полков, служивших на Западной границе».
Макеева продолжила: «Они пошли на Москву, развернув знамена с портретами царевны Софьи, и именно поэтому ее обвинили в причастности к бунту. Историки до сих пор спорят, были ли основания для таких обвинений. Однако ни один стрелец не назвал ее имени даже под самыми страшными пытками. Так что, скорее всего, она не имела отношения к заговору».
А Светлана Бестужева-Лада постаралась развеять еще один миф. «Софью изображают злобной и мечтающей истребить-уничтожить своего сводного брата, царя Петра, - заметила писательница - Но она семь лет, с 1682 по 1689 год, была у власти, у нее были все возможности расправиться с Петром, но она ни разу не предприняла ни одной попытки». На вопрос, почему Софья так поступила, Бестужева-Лада ответила так: «Бога боялась. Не хотела брать грех на душу. Потому что была не только умной, но и совестливой женщиной».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции