Новые федеральные государственные образовательные стандарты для школы, училищ, техникумов и вузов будут приняты до конца 2010 года. Уже сейчас утвержден стандарт для начальной школы, проходит общественно-профессиональную экспертизу проект стандарта для средней школы, завершается подготовка стандарта для старшей школы. Также утверждены некоторые стандарты по бакалавриату и магистратуре. О том, для чего российскому образованию нужны новые образовательные стандарты, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Ирине Горюновой рассказал проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин.
- Сергей Юрьевич, в чем смысл образовательных стандартов третьего поколения, насколько они необходимы российскому образованию?
- Государственные образовательные стандарты имеют смысл только тогда, когда выдается диплом государственного образца. Это наша российская особенность, которая отличает нас от многих других стран, где нет дипломов государственного образца, где университеты выдают дипломы, отвечая своей репутацией за то, как они учат и чему они учат. Это не означает, что в Европе и США университеты не проверяют по качеству обучения, такие проверки там есть, но нет единого жесткого стандарта, как в России. И так как у нас есть государственный диплом, то разрабатывается государственный образовательный стандарт. Сейчас настала очередь третьего поколения.
- Что изменится с принятием новых образовательных стандартов?
- Сейчас российская система образования делает большой шаг вперед. Потому что стандарты второго поколения предписывали университетам чему учить, как учить. Достаточно подробно были расписаны дисциплины с очень слабой возможностью вариативности и выбора внутри университета каких-либо образовательных траекторий. Сейчас, по сути, в третьем стандарте прописывается только 50 %, а остальное любой университет, любое высшее учебное заведение могут наполнять исходя из своих представлений, особенностей профессорско-преподавательского состава, запросов на рынке труда и так далее.
- Это касается всех российских вузов? Есть ли какое-то исключение для университетов, которые получили статус научно-исследовательских?
- Понятно, что единый стандарт может существовать на уровне ниже среднего, потому что он существует для всех образовательных учреждений страны. И когда мы говорим о ведущих вузах, об элитных учебных заведениях, понятно, что они реализуют оригинальные стандарты, потому что без этого невозможно инновационное развитие, без этого невозможно быть передовыми по качеству обучения. С этой точки зрения то, что такая возможность предоставляется национальным исследовательским университетам, — это норма, которая узаконила реальное положение дел. У этих университетов есть возможность разрабатывать стандарты в соответствии с лучшими международными образцами и своими возможностями. МГУ имени Ломоноса, Санкт-Петербургскому госуниверситету, нам и другим, получившим статус НИУ, разрешено самостоятельно разрабатывать стандарты, которые даже могут отличаться от государственных стандартов третьего поколения.
- Сергей Юрьевич, чем будут отличаться образовательные стандарты Высшей школы экономики от других?
- Когда у нас встала задача разработки самостоятельных стандартов, мы задумались о том, что нам можно сделать. Тем более, Вышка была активным разработчиком ряда федеральных образовательных стандартов третьего поколения, в которые были включены наши идеи и представления о том, как развиваться. Мы по каждому направлению постарались создать свои оригинальные стандарты.
В законе написано, что НИУ могут разрабатывать свои стандарты, которые должны быть не ниже федеральных. Можно было увеличить количество часов, курсов, но мы пошли обратным путем. Мы стали сокращать количество курсов. С позиции наших новых стандартов, по которым с 2010 года мы начнем учить поступивших в наш университет, это то, что мы ограничиваем количество дисциплин, которые должен изучить студент за четыре года бакалавриата. Не больше 30-35 в зависимости от направлений.
- И какую цель вы этим преследуете?
-. Мы считаем неправильным, когда студент изучает 15-20 дисциплин в год, а потом сдает экзамен для галочки. В этом случае, у него не формируются никакие компетенции, которые стали бы его качественным отличием на рынке труда. Для фундаментального освоения число дисциплин должно быть ограничено. Мы выделяем базовое ядро дисциплин, которые формируют базовые компетенции, как профессиональные, так и общеобразовательные, и выделяем достаточно широкий вариативный блок, в рамках которого студент может строить индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими интересами.
- С введением нового образовательного стандарта наверняка повысятся и требования к профессиональной подготовке преподавателей?
- Работа по новым стандартам, как и сейчас, подразумевает подготовку преподавателей, переподготовку, повышение квалификации, стажировки, освоение новых методик. Это важная часть работы, потому что дело не только в том, чтобы принять стандарт, но и в том, чтобы его реализовать, обеспечить реальный учебный процесс.