С осени 2010 года 30 средних специальных учебных заведений (ссузов) и вузов по всей стране включатся в эксперимент по введению прикладного бакалавриата. В числе участников будущего нового опыта – Казанский авиационно-технический колледж имени П.В. Дементьева, и своим видением ситуации делится в интервью РИА Новости директор колледжа Валерий Сохабеев.
- Валерий Михайлович, сейчас много говорится о том, что тесное взаимодействие с работодателями может решить большинство проблем СПО. Нет ли «подводных камней» у такого сотрудничества?
- Для ссузов технического профиля контакт с работодателями жизненно необходим. Эти профессии как никакие другие нуждаются в постоянном сочетании теории и практики. Например, у нас в колледже используется дуальная форма обучения, когда студенты совмещают работу и учебу. Дуальная форма организуется по-разному: кто-то несколько месяцев учится, а потом несколько месяцев работает, а кто-то работает в первую половину дня, а учится во вторую и так далее. Делать это позволяют договоры, заключенные с Казанским авиационным объединением, Казанским моторостроительным объединением и Казанским вертолетным заводом. При тесном контакте с заказчиками кадров можно специализировать выпускников на конкретное рабочее место, выполнять многие пожелания заводов относительно компетенций специалистов.
Тем не менее, среднее профессиональное образование должно оставаться именно образованием, а не профессиональной подготовкой узкоспециализированных производителей продукции для конкретного завода.
В первую очередь наш специалист получает базу в виде основной инженерной подготовки, которая позволяет выпускнику совершенствоваться как «по горизонтали», так и «по вертикали». Благодаря этой базе он способен осваивать новое оборудование и новые технологии, обучаться и работать в команде и многое другое.
Возможность реализации многовариантной образовательной и производственной траектории молодого специалиста обеспечивают государственные образовательные стандарты, являющиеся стержнем СПО, но позволяющие варьировать содержание образования.
- Сейчас у всех на слуху автономные учреждения. Насколько этот статус поможет ссузам решить их проблемы?
- Любое нововведение имеет свои достоинства, но на данном этапе в самой организации деятельности автономных учреждений хватает «белых пятен». Например, до сих пор не до конца ясен механизм формирования государственного заказа на подготовку кадров, причем долгосрочного заказа. Каким образом будет решаться, сколько специалистов готовить по той или иной специальности? Не окажется ли, что в один год придет госзаказ на две тысячи человек, а в следующий – на двадцать человек?
На мой взгляд, автономные учреждения смогут оправдать себя только тогда, когда у колледжей и техникумов появится возможность зарабатывать именно образованием, а не сдачей площадей в аренду. Зарабатывать нужно востребованной обществом и государством подготовкой кадров. Тогда можно будет говорить о новом подходе к образованию. Когда нет прозрачности и гарантированной стабильности в условиях финансирования, переход в автономные учреждения может быть очень болезненным для многих ссузов.
- Как вы оцениваете перспективы эксперимента по введению прикладного бакалавриата?
- Эксперимент актуален. Бакалавр, подготовленный вузом, долго адаптируется к производству ввиду преимущественно теоретического характера подготовки. Производителю продукции новой формации, даже прошедшему в ссузе глубокую ориентированную на практику подготовку, зачастую не хватает знаний, когда он встречается со сложнейшим оборудованием и технологиями.
Программы прикладного бакалавриата направлены на четырехлетнюю подготовку новых специалистов, сочетающих практическую подготовку выпускников ссузов и теоретическую основательность вузовских бакалавров. Причем это уже высшее образование, открывающее большие перспективы. Это один из путей, приближающий наше профессиональное образование к западному.
В рамках эксперимента у нас с Казанским государственным техническим университетом имени Туполева заключен договор. На последнем году обучения некоторые дисциплины у наших студентов будут вести преподаватели университета. Итоговая государственная аттестация прикладных бакалавров будет производиться совместными комиссиями.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости