Произведения искусства, находившиеся в хранилище сгоревшего вчера Центра им. Грабаря, не пострадали, сообщила журналистам пресс-секретарь Минкультуры РФ Наталья Уварова после первичного осмотра спецкомиссией пострадавших от пожара помещений.
Федеральное государственное учреждение культуры "Всероссийский художественный научно‑исследовательский центр им. И.Э. Грабаря" (ВХНРЦ), ведущий свою историю с 1918 г., ‑ крупнейшая реставрационная организация России, осуществляющая государственную политику сохранения национального культурного достояния страны. Сотрудники Центра выполняют реставрацию произведений масляной и темперной живописи, иконописи, графики (в том числе на пергаментной основе), книг (в том числе инкунабул), памятников деревянной, каменной, гипсовой и восточной лаковой скульптуры, предметов прикладного искусства: шитых тканей, металла, фарфора, керамики, резной кости, миниатюрной живописи на костяных пластинах.
За время своего существования Центр имени Грабаря отреставрировал сотни тысяч памятников искусства, десятки тысяч древнерусских икон ‑ в том числе для различных приходов РПЦ, испорченные во время войны картины из советских музеев и из Дрезденской галереи и др.
Реставрационные работы центра начались с памятников древнерусского искусства из Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля ("Богоматерь Владимирская", XII в.; "Спас Златые власы", нач. XIII в.; "Спас нерукотворный" и др.), Звенигорода (чин Андрея Рублева), Новодевичьего монастыря. Затем были отреставрированы монументальные и иконописные памятники древнего Владимира, среди которых были фрески Дмитриевского собора кон. XII в., фрески Андрея Рублева в Успенском соборе, знаменитые чудотворные иконы "Богоматери Боголюбской" XII в., "Богоматери Максимовской" XIII в. и "Богоматери Владимирской" XII в.
Из сложных реставраций послевоенного времени можно назвать работы над возвращенными из Германии новгородскими и псковскими иконами, иконой "Петр и Павел" XII в. из Софийского собора в Новгороде.
В разное время специалистами центра были восстановлены такие памятники искусства, как "Троица" Андрея Рублева, икона XV века "Покров" (Покровский монастырь в Суздале), древнейшая икона "Богоматерь Умиление Кубенская" (XIII век) из собрания Вологодского музея, древние грузинские иконы XI ‑ XIII веков г. Местия (Сванетия), фрески соборов Кремля, а также новгородских и владимирских храмов.
С 1957 года специалисты ГЦХРМ ежегодно на летний сезон приезжали в Кирилло‑Белозерский музей‑заповедник для проведения реставрационно‑консервационных работ на месте. За это время через их руки прошло более сотни памятников из храмов Кирилло‑Белозерского и Надвратных церквей Ферапонтова монастырей. Около 30 икон было отреставрировано в Москве. Среди них и иконы церкви Ризоположения.
Реставраторы центра также работали с произведениями из собрания Третьяковки, ГМИИ им. Пушкина, Дрезденской картинной галереи.
Ими была произведена реставрация картин "Поклонение волхвов" Яна Госсарта, "Феб лучезарный" Валентина Серова, "Портрет седобородого старика" Рембрандта, панорам Франца Рубо "Бородинская битва" и "Севастопольская оборона", для восстановления которых потребовалась разработка новых методик.
ВХНРЦ ежегодно реставрирует около 2000 предметов из более 500 музеев и учреждений культуры и является единственным научно‑методическим центром России в области реставрации.
В последнее время Всероссийский художественный научно‑реставрационный центр им. И.Э. Грабаря выполнил реставрацию многих шедевров искусства. В 2004 году были отреставрированы две картины из Владимирского музея-заповедника. Это копия работы Якоба Йорданса "Бобовый король", написанной в 1638 году, и картина неизвестного художника XIX века "Обнаженный натурщик". Для выставки "Сокровища Владимиро‑Суздальской земли" была также отреставрирована пелена "Спас на Убрусе" ‑ уникальное произведение декоративно‑прикладного искусства конца XIV века.
В 2008 году специалисты ВХНРЦ отреставрировали 14 уникальных икон из Новгородского государственного объединенного музея‑заповедника, написанные новгородскими и другими мастерами в XIV‑XVI веках. Трудность реставрации заключалась в том, что образы святых размещены на досках огромных размеров – до нескольких квадратных метров. Реставраторы работали три года. Они удалили потемневший лак, укрепили авторскую живопись и вновь покрыли картины лаком.
В 2008 году реставраторы центра Грабаря вернули жизнь картинам из разоренного, разгромленного грозненского музея имени Петра Захарова.
В 1995 году из‑под обломков здания спасатели МЧС извлекли 500 экспонатов, из которых реставраторы вернули к жизни более пятидесяти картин, среди которых картина Рубо "Пленение Шамиля", работы Куинджи, Айвазовского, Тропинина, Коровина.
В январе 2010 года в выставочных залах Всероссийского художественного научно‑реставрационного центра имени И. Э. Грабаря открылась выставка "Небеса ручной работы. Расписные потолки и иконы из храмов Кенозерского национального парка", центральным экспонатом которой являлось отреставрированное "небо" из Никольской часовни деревни Усть‑Поча (Архангельская область). Реставрационные работы были проведены в 2009 году коллективом ВХНРЦ. "Небо" из Никольской часовни – уникальный, единственный в мире комплекс с авторской подписью – было выполнено в 1881 году 17‑летним иконописцем Федором Захаровым Иоком. На одной из 12 радиальных граней "неба" обнаружена надпись: "Писаны сiи небеса въ 1881 году живописцомъ Федоромъ Захаровым Iокомъ, уроженцомъ Олонецкой губернии Каргопольского уезда Мишковской волости деревни Большого Конево от роду 17 летъ масте". После выставки "небеса" заняли свое место в часовне Святого Николая Чудотворца.
Одна из последних работ реставраторов центра Грабаря ‑ греческий саркофаг I века нашей эры, который был найден в конце XIX века, замурованным в каменном склепе в Крыму, недалеко от Керчи. Можжевеловое дерево было смазано специальным маслом. Почти двадцать веков оно оберегало реликвию от полного разрушения. По размерам гроба, который находился внутри саркофага, археологи предположили, что это было захоронение подростка или молодой девушки. Таких саркофагов в мире ‑ всего три. Реликвия построена по принципу древнегреческого храма: идеально ровные колонны, резные фризы, аркады и фронтоны. Дерево обработано такими инструментами, замену которым не нашли и двадцать веков спустя.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников